четверг, 16 апреля 2015 г.

«Коми обрядовая изба в детском саду»







«Коми обрядовая изба в детском саду (музейная педагогика)».

Автор: Новинская Галина Алексеевна, заместитель заведующего по воспитательной работе.

О садике:

Фотоматериалы:
(нажать для увеличения)










Дополнительные материалы: МУ «Музейное объединение» МО ГО «Ухта»

Методика организации:


Согласно приказа Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования», приказа «О реализации Плана действий по обеспечению введения ФГОС ДО в Республике Коми» №30 от 23.01.2014г.- примерная основная образовательная программа дошкольного образования должна учитывать специфику национальных, социокультурных условий в которых осуществляется образовательная деятельность. Социально-личностное развитие - одно из основных направлений развития ребенка. Наряду с сохранением и укреплением здоровья воспитанников содержание основной общеобразовательной программы должно обеспечить формирование у детей целостной картины мира, интеграцию личности воспитанника в национальную, российскую и мировую культуру, формирование патриотических чувств.

Республика Коми - Родина для многих. Но для того, чтобы считать себя сыном или дочерью необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять историю и культуру республики, как свою собственную. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства.

Большое значение имеют поиск и разработка инновационных подходов к решению задач патриотического воспитания дошкольников. Так, одним из них в ДОУ стала работа по внедрению музейной педагогики, организация работы в «Коми обрядовой избе».
Понятие "музейная педагогика", появившееся в начале 1980-х гг., заимствовано из немецкой терминологии. Современная музейная педагогика развивается в русле проблем музейной коммуникации и направлена на решение задач нравственно-патриотического воспитания и активизации творческих способностей личности.

Активное использование музейной педагогики в образовательном процессе помогает приобщать детей к истокам народной и национальной культуры, способствует сохранению народных традиций, воспитанию чувства патриотизма и духовности. Знакомство с музеем позволяет развивать у дошкольников способности к эстетическому созерцанию и сопереживанию, формировать уважение к другим культурам, потребность и способность самостоятельно осваивать окружающий мир.

Актуальные проблемы развития музейной педагогики изучают отечественные и зарубежные исследователи (Т. Белофастова, Е. Ванслова, Ю. Ключко, И. Коссов, Е. Медведева, Б. Столяров, С. Фокин, С. Шинчук, М. Юхневич и др.). В работах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина даны указания на то, что формирование высших чувств происходит в процессе усвоения социальных ценностей.

Сегодня посещением музея никого не удивишь. Картинные галереи, краеведческие музеи, музеи искусства и многие другие стали неотъемлемой частью нашей культурной жизни.
Что делать, если нет возможности пойти в музей? Просто по тому, что в ближайшем окружении его нет. Непросто добраться с маленьким ребенком из поселка в город, где расположены музеи. Именно по - этому в дошкольном учреждении решили создать собственный музей «Коми обрядовая изба». Сегодня мини-музей неотъемлемая часть развивающей среды дошкольного учреждения.
Что такое мини-музей? Во первых ,слово «мини» напоминает нам о том, что музей в детском саду занимает небольшое пространство. Во вторых он создан для самых маленьких посетителей и открыт для них постоянно. В третьих, мини музей не отвечает многом требованиям, которые предъявляются к настоящим музеям.

Музей оформлен Коми обрядовой избой, в которой имеется каталог экспонатов; представлена старинная одежда, современная одежда для праздничных выступлений; вязаные изделия. Можно познакомиться с деревянной, глиняной и берестяной посудой. Имеется механическая прялка, ручная прялка и другая домашняя утварь. Некоторые экспонаты имеют культурную ценность.

Вначале открытия музея посетителям запрещалось трогать экспонаты. Сейчас не только разрешается, но и рекомендуется. Музей становится интерактивным. И эта особенность, безусловно, очень привлекает детей. А раз у них появляется интерес, обучение становится более эффективным.

Наш музей получился уютным и в чем-то даже домашним. Важно, что в его создании принимали участие педагоги и сами ребята, их папы и мамы, бабушки и дедушки.

Музей - некоммерческое учреждение культуры, созданное собственником для хранения, изучения и публичного представления музейные предметов и музейных коллекций.

Музейная педагогика – это научно-практическая дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривающая музей как образовательную систему и направленная на оптимизацию взаимодействия музея и посетителя.

Музейная коллекция - по законодательству РФ - совокупность культурных ценностей, которые приобретают свойства музейного предмета, только будучи соединенными вместе в силу характера своего происхождения, либо видового родства, либо по иным признакам.

Экспонат - музейный предмет, выставленный для обозрения.

Патриотизм (от греч. patriótes соотечественник, patrís родина, отечество), любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам. Патриотизм – глубокое чувство любви к родине, ее народу, культуре, языку, родной природе, историческим корням; готовность служить своей стране, укреплять, развивать и защищать ее.


Ресурсное обеспечение музея «Коми обрядовая изба».


1. Научно-методическое:

- подбор печатных, теоретических материалов по музейной педагогике и познавательно-исследовательской деятельности;
- составление каталога музейных экспонатов;
- разработка методических материалов (конспекты, сценарии, картотеки и т. п.);
- опыт работы педагогов.

2. Организационное:

- оформление помещения мини-музея «Коми обрядовая изба»;
- оснащение музея экспонатами.

3. Информационное:

- использование возможностей интернета в поиске информации, адресов опыта;
- консультации и семинары по музейной педагогике;
- создание банка методических материалов;
- размещение информации и методических материалов на сайте ДОУ;
- презентации экспонатов музея.

4. Мотивационное:

- поиск и разработка инновационных подходов к решению задач патриотического воспитания дошкольников;
- накопление и обобщение педагогического опыта;
- участие в конкурсах.


5. Материально-техническое:
- оформление фото коллажей, презентаций, буклетов;
- Мультимедийный проектор, экран;
- Ноутбук с выходом в интернет.

Методическое пособие по технологии музейная педагогика, рекомендации по организации работы в мини-музее.

В пособии представлена система работы педагога с детьми в мини-музее детского сада «Коми обрядовая изба».

Методические рекомендации можно использовать при проведении НОД по коми культуре в подготовительных группах, руководителю кружка дополнительного образования, воспитателям всех возрастных групп при проведении совместной деятельности, экскурсий, бесед- пятиминуток, родителям при посещении музея.
Данные методические материалы пополнят знания педагогов, детей, родителей о быте коми народа, приобщат к традициям, культуре, искусству родного края.

В процессе создания мини-музея учитывались следующие принципы:

  • интеграции - мини-музей должен учитывать содержание образовательной программы ДОУ и помогать в реализации ее общих задач и задач отдельных образовательных областей по воспитанию у детей патриотических чувств; 
  • деятельности и интерактивности - мини-музей должны предоставлять воспитанникам возможность реализовать себя в разных видах детской деятельности (использовать экспонаты в сюжет-но-ролевых играх, создавать поделки и включать их в общую экспозицию и т. д.); 
  • природосообразности - мини-музеи должны быть созданы с учетом психофизиологических особенностей детей разного возраста и предусматривать условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка; 
  • научности - представленные экспонаты должны достоверно отражать тематику мини-музея, объяснять различные процессы и явления в рамках выбранной темы научным и в то же время доступным для ребенка языком; 
  • гуманизации и партнерства - мини-музей должен предлагать условия для всестороннего развития ребенка, поощрения его инициативности, творческой деятельности в рамках субъект-субъектных отношений в системе "взрослый - ребенок", "ребенок - ребенок"; 
  • культуросообразности - мини-музей должен быть ориентированы на приобщение детей к коми культуре, общечеловеческим ценностям через освоение ценностей и норм национальной культуры в ходе совместной деятельности педагога с детьми в музейном пространстве; 
  • динамичности и вариативности - экспозиции мини-музея должны постоянно дополняться и обновляться; 
  • разнообразия - наполнение мини-музея экспонатами, разными по форме, содержанию, размерам, отражающими историческое, природное и культурное разнообразие окружающего мира; 
  • регионального компонента - мини-музей должен предусматривать организацию работы с детьми по ознакомлению их с культурным наследием региона, что способствует формированию чувства патриотизма. 

Цель: активизировать деятельность педагогов по развитию познавательного интереса у детей к истории, культуре коми народа, традициям родного края через организацию работы с детьми в мини-музее «Коми обрядовая изба».

Задачи:
С педагогами:
1. Создать условия для внедрения педагогами в работу с детьми музейной педагогики.
2. Разработать пакет методических рекомендаций по работе с детьми в «Коми обрядовой избе».
3. Стимулировать самообразование педагогов по ознакомлению с культурным наследием Коми края.

С детьми:
1. Создать условия для развития познавательной активности детей через совместную познавательно-исследовательскую деятельность.
2. Способствовать формированию интереса к своей «малой родине», к истории родного края, культуре и традициям коми народа.
3. Содействовать воспитанию патриотических чувств.

С родителями:
1. Заинтересовать родителей в пополнении экспонатами мини-музея.
2. Создать условия для активного участия родителей в совместной с

Педагогам предлагается цикл совместной деятельности с детьми в «Коми обрядовой избе». Музей выступает в качестве источника обогащения детей о быте коми народа с последующей реализацией представлений и отношений их в самостоятельной деятельности.


С учетом особенностей эмоционального восприятия ребенка и наглядно- образного мышления, знакомство с жизнью в доме происходит через образ хозяйки (коми ань). Роль хозяйки дома отведена старшему воспитателю Страшенко Е.В., которая поддерживает порядок в музее.

Хозяйка вводит детей в быт семьи, обучая при этом действиям с домашней утварью. При ознакомлении с посудой, предметами труда обращает внимание на материалы, из которых они изготовлены. При ознакомлении детей с одеждой, так же акцентируется внимание детей на материалы, из которых она изготовлена. Узнают дети о традиционной пище коми. Последовательно дети знакомятся с мужскими и женскими видами хозяйственных работ по дому. При организации совместной деятельности, бесед- пятиминуток роль хозяйки дома может взять на себя воспитатель.

Важно эмоционально «вдохнуть» тепло жилого помещения. Этому способствуют эмоциональные ситуации: чаепитие с шаньгами, пение песен, вышивание салфеток, обыгрывание коми сказок. Так же важно организовать деятельностный подход детей: помогают вытащить чугунок из печи, укладывают ребенка в люльку, участвуют в расстановке предметов быта.

Важен непринужденный характер беседы. Широко используется фольклор: загадки, пословицы, приметы, песенки, потешки. Чтобы у детей сложилось целостное представление о жизни людей, показываем людей не только в работе, в заботе по дому, но и в отдыхе.

Внимание детей дошкольного возраста еще недостаточно точно сформировано. Оно отличается кратковременностью и неустойчивостью. Поэтому эффективность всей работы в мини-музее будет зависеть от того, насколько удачно расположены экспонаты, от степени привлекательности их для ребенка. Наиболее оптимальным является вариант размещения экспонатов на разных уровнях: вертикальном и горизонтальном. Решить эту задачу помогают различные полочки, ширма, стол, лавки, расположенные вдоль стены, макет печки, к потолку на крючке подвешена люлька и конечно в коми избе у нас есть Красный угол.

Мини - музей не приспособлен для проведения полноценной НОД. Длительное стояние на одном месте и недостаток пространства могут свести на нет самый увлекательный рассказ педагога. Рекомендуем педагогам разбить информацию по нескольким подтемам и проводить так называемые беседы- пятиминутки.

Конечно же дети обращают внимание на другие экспонаты, но можно сообщить детям, что об этом мы поговорим в следующий раз. Можно использовать такой прием, как «Догадайтесь, какой предмет Вам хочет что-то рассказать о себе?». Активных детей привлекаем к роли экскурсовода, рассказать о предмете родителям, детям младшей группы.

При использовании мини-музея учитываем, что ведущий вид детской деятельности - игра. Дидактические игры и материалы для игровых упражнений хранятся в коробках, конвертах. В процессе работы с детьми в мини-музее мы отобрали и адаптировали ряд известных игр, а так же разработали собственные. Дидактические игры подобраны в соответствии с возрастом детей:

- Разработаны альбомы: с подборкой стихов, загадок, пословиц и поговорок, сказок коми народа, геральдикой Коми республики.
- Подобраны дидактические игры по ознакомлению детей с коми орнаментом, согласно возраста детей.
- Составлен каталог имеющихся экспонатов, а также краткое описание назначения этих экспонатов.
- Составлены карточки с тематикой бесед пятиминуток по рассматриванию экспонатов.
- Разработаны конспекты совместной деятельности педагога с детьми по ознакомлению детей с культурой коми края.
- Представлена серия консультаций, семинар-шоу передачи «Пока все дома» по организации работы педагога в мини-музее детского сада.
- Разработаны правила поведения в музее, буклеты по музейной педагогике.
- Составлены паспорта по оснащению коми центров в возрастных группах.
- Составлены мультимедийные презентации : «Традиционная одежда Коми», «Посуда народа Коми», «Национальный орнамент», «Национальные музыкальные инструменты».

Описание эффектов, достигаемых при использовании методических материалов по музейной педагогике.

Предлагаемые методические материалы из опыта работы детского сада, позволяют достичь положительных педагогических эффектов, среди которых наиболее значимыми, с точки зрения разработчиков, являются:
  • интеграция образовательного пространства ДОУ; 
  • системное освоение мини-музея «Коми обрядовая изба»; 
  • внедрение в практику образовательного учреждения инновационных подходов к освоению культурного наследия; 
  • реализация инновационных подходов в организации музейно-педагогической деятельности, рассчитанной на детей, педагогов и родителей. 
Внедряя в работу технологию музейной педагогики, как показала практика, можно достичь положительных результатов. Перечислим наиболее значимые из них:

Результаты, реализующие основные направления развития современного образования:

1. Введение музейной педагогики в педагогический процесс, требует от воспитанников овладения разнообразными способами познания и ориентирован на приобщение детей к исследованию, поиску, открытию нового. На смену приобретению готового знания постепенно приходит формирование умений находить знания, анализировать их, а самое главное – применять их в жизни.
2. Система работы по освоению музейной педагогики связана с самостоятельным поиском и анализом информации.
3. Происходит интеграция деятельности по образовательным областям: физическое развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное, социально-коммуникативное.
4. Реализуется деятельностный подход при ознакомлении детей с экспонатами музея.

Эффекты, достигаемые в воспитательно-образовательной деятельности.
В ходе работы по освоению музейной педагогики было проведено с педагогами анкетирование по деятельности детей в мини-музее, которое позволило выявить ряд эффектов, оказывающих непосредственное влияние на повышение уровня знаний по приобщению детей к культуре родного края:
  • Системная и активная работа в мини-музее. 
  • Развитие способности педагогов использовать различные формы и методы познания и интегрировать их в деятельности. 
  • Готовность педагогов к творчески деятельной самореализации, сформированность способности находить взаимосвязи между изучаемыми явлениями и повседневной жизнью. 
  • Знания педагогов об экспонатах мини-музея повышает информационную компетентность педагогов в этнокультурном направлении. 
  • Переход от традиционной системы руководства к сотрудничеству с воспитанниками, в основе которого лежит сотворчество и совместный поиск. 
Эффекты, оказывающие влияние на педагогическую среду МДОУ.
Внедрение музейной педагогики изменяет развивающую среду образовательного учреждения, т. к. основывается на тесном взаимодействии и сотрудничестве всего педагогического коллектива, что предполагает:

1. Корректировку содержания примерной ООП программы, РУП.
2.Развития системы музейных дней, охватывающих всех воспитанников учреждения.
3. Расширение кругозора педагогов за счет освоения нового образовательного пространства.
4. Создание творческой среды, стимулирующей профессиональный рост педагогов.

Возможные сложности при использовании методических материалов по музейной педагогике и пути их преодоления.


Реализация методических материалов по музейной педагогике связана с преодолением определенных сложностей, среди которых:
1. Слабая мотивация педагогов, их настороженное отношение к нововведениям и не готовность использовать рекомендации, связанные с освоением музейного пространства.

Для решения этой задачи целесообразно разработать план посещения мини музея, создать в МДОУ систему музейных дней, ввести Недели Педагогического мастерства, а также повышать профессиональный уровень педагогического коллектива, обсуждать опыт педагогов-новаторов, проводить методические семинары.

2. Отсутствие в базовом учебном плане предметов, которые могли бы стать основой для реализации данной программы.

Данная проблема может быть преодолена за счет разработки авторских программ по кружковой работе и педагогических проектов.

3. Необходимость изыскания средств для пополнения экспонатами музея.
Требует обращение к спонсорской помощи или привлечение педагогов и родителей к пополнению экспонатами мини-музея «Коми обрядовая изба».

4. Необходимость трансформации воспитательно-образовательного процесса –выделения времени на музейные посещения.
Данная трудность, на которую ссылается большинство педагогов, решается при определенных организационных усилиях, составляется план посещения музея с учетом расписания НОД, графика прогулок, введения бесед-пятиминуток, путем внесения музейных экспонатов в групповое пространство.


На сегодняшний день можно с уверенностью сказать, что к нам возвращается национальная память и по- новому начинаем относиться к традициям, в которых народ оставил все ценное, что было в прошлом. Прикосновение к истории своей страны вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относится к памяти прошлого, к своим историческим корням - все это заслуга музея.

В музейной педагогике используем метод проектов. Вот уже 2 года подряд, участвуя в Республиканском конкурсе «Творческие инновации в обучении дошкольников коми языку и приобщение к коми культуре», занимаем призовые места и получаем денежные призы. На конкурсы представляли проекты «Мы на Яреге живем» , «Музей в детском саду».

Использованная литература:

1. Савельева Э.А. Историко-культурный атлас Республики Коми, издательский дом «Дрофа», Москва 1997 г.
2.Пантелеева Е.И. «Родник» (Методические рекомендации по ознакомлению детей с жизнью и бытом народа Коми), Сыктывкар, 1998 г.
3. Рыжова Н.и др. «Мини-музей в детском саду», Линка-Пресс, Москва, 2008 г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий