четверг, 23 апреля 2015 г.

Приобщение к коми музыкальной культуре

МБДОУ "Детский сад №30" г. Сыктывкар




Тема: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к коми музыкальной культуре»

Составители: музыкальный руководитель Романова Наталия Владимировна. Научный руководитель Северинова Ю.А.


Национальное самосознание является фундаментом человеческой личности. Народная музыка способна воздействовать на всестороннее развитие ребенка. НРК является частью общей программы МБДОУ.


Конспект занятия.



Цель проекта – Знакомство с коми музыкальной культурой. Воспитание чувства любви к своей Родине детей через организацию непосредственно образовательной деятельности «Музыка». Развитие музыкальных способностей через организацию проекта.

Задачи:
- знакомство с коми плясовыми движениями, плясками, разучивание коми плясовой;
- знакомство и разучивание коми песен и хороводов на русском и на коми языке;
- знакомство с названием , звучанием коми инструментов и обучение навыкам игры на них в оркестре;
- знакомство с коми подвижными играми, разучивание правил игры;
- закрепление знаний детей о природе северного края, о промысле, о промышленности северных городов;
- закрепление знаний детей о культурных центрах столицы республики;
- разучивание стихов о коми крае;
- воспитание у детей патриотических чувств, любви к родному краю.

Актуальность: сохранение традиций коми культуры, поддержание интереса к традициям и культуре коми народа.

Предполагаемый результат: Выступление на празднике «Коми край мой северный, участие детей на КВН «Люби и знай свой коми край», выставка детских рисунков о коми крае,.

Вид проекта: познавательно – игровой.

Тип проекта: краткосрочный.

Области интеграции: музыка, коммуникация, игра, физическая культура.

Срок реализации: 1 месяц.

Участники – дети 4-й группы старший дошкольный возраст), воспитатели, муз. руководитель, руководитель физического обучения.

Этапы реализации проекта:
Срок
Задачи
Мероприятие
Ответственные
1
2
3
4

Подготовительный этап
1-я неделя
Создание проекта
Сбор информации по созданию проекта
Ответственные
              -/-
Подбор музыкального репертуара, стихов для решения основных задач проекта.
Раздать в группу тексты стихов, песен для разучивания с детьми.
Музыкальный руководитель, воспитатели 4гр.
              -/-
Написание сценария развлечения «Коми край мой северный», музыкального занятия по ознакомлению с коми музыкальными инструментами .
Обговаривание сценария по проекту с воспитателями, спортивным руководителем, выбор персонажей, костюмов, атрибутов.
Музыкальный руководитель.
             -/-
Подбор  коми спортивных игр,.
Анализ методической литературы.
Музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.
            -/-
Определение сроков проведения музыкального занятия по ознакомлению с коми музыкальными инструментами и музыкально – спортивного развлечения «Коми край мой северный»
Выбор ведущего, персонажей по сценарию развлечения.
Музыкальный руководитель.

Практический этап
2-3 неделя
Разучивание на НОД «Музыка» музыкального репертуара ;
Разучивание на НОД «Физическая культура» коми спортивных игр.
Наблюдение за детьми, за уровнем освоения репертуара.
Музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.
            -/-
Проведение музыкального занятия по ознакомлению с коми музыкальными инструментами.
Наблюдение за детьми, за уровнем освоения репертуара.
Музыкальный руководитель.

Заключительный этап
4-я неделя
Подготовка оформления музыкального зала, костюмов, атрибутов к проведению развлечения.
Репетиция с воспитателями, инструктором по физической культуре проведения сценария.
Проведение музыкально – спортивного развлечения «Коми край мой северный».
Оформление  музыкального зала к проведению сценария (оформления, атрибутов).

Музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, воспитатели.
                -/-
Анализ работы по проекту.
Подготовка презентации к педсовету.
Музыкальный руководитель, педагог.
             -/-
Предоставление опыта работы по проекту, презентация проекта.
Анализ работы по презентации проекта.
Педагог.

Сценарий развлечения по проекту «Коми край мой северный»

Вед.- Ребята, сегодня мы совершим небольшое путешествие по Коми республике, нашему родному краю. Хотите? Только договоримся: вы будете помогать мне на протяжении всего путешествия.

1реб.- Есть на свете места. Где не видели снега,

В те места не придут трескуны – холода.

Там на землю жара опускается с неба –

Я бы жить в тех краях не хотел никогда.


2реб.- Пусть над морем шумят длиннолистные пальмы,

Только северных мест нет на свете милей.

Я не смог бы и дня жить без матери –пармы,

Без моих земляков и без коми земли.


Вед.- Велика наша коми земля, сурова ее природа. Долго длится зима и очень короткое лето, особенно на крайнем севере, где даже летом земля не успевает оттаивать. Поэтому там не растут деревья. Огромные безлесые пространства с множеством болот и озер называют тундрой. Вот туда мы сейчас и отправимся. Как вы думаете, на чем можно быстро отправиться до крайнего севера? В помощь загадка: Не птица, а летит.

Не жук, а гудит (самолет)

-Приготовились к полету (заводят моторы.Летят)

Из чума выходит Северяночка – Чолом, челядь. Здравствуйте, ребята. Добро пожаловать ко мне в гости. Как долетели? Не замерзли? У нас здесь холодно, а у вас? Совсем недавно только появилось солнце. Почти два месяца его не было, стояла полярная ночь. Ребята, как вы думаете, чем могут заниматься люди, живущие здесь в тундре, какая у них основная работа? Правильно, здесь живут сильные, крепкие, мужественные люди, которые в суровых условиях разводят оленей, эти люди – оленеводы.

Вед. – Дорогая Северяночка, а наши дети в детском саду растут тоже сильными, крепкими и хотят быть похожими на взрослых.

Игра «Олень – золотые рога».


Северянка – Молодцы, а сейчас я загадаю вам загадку. Если отгадаете, то я с вами проведу интересную игру: На шалаш похож, только ростом выше,

Не беда, если дождь, не промочит крыша.

Он стоит за бугром: дверь, порог и стены сделаны не топором , а из шкур оленьих (чум).

Ат–н «Займи чум»


Северянка – Ребята, вы так порадовали меня своим приездом. Развеселили. Спасибо вам. Но я хочу спросить, знаете ли вы песню о нашем коми крае?

Вед – Наши дети споют песню о нашей Родине.


Песня «Что такое Родина» сл. И муз. Л. Вавиловой, муз. обр.А. Елькиной.


3реб.- Я люблю всем сердцем свой язык чудесный,

И на нем я первый пел негромко песни,

Но другие громче запоют за мною

И услышат коми, близкое, родное.(И. Куратов).

Северянка – Вот спасибо, уважили меня.

Вед. – А мы отправляемся дальше, в самый северный заполярный город нашей республики – Воркута. Воркута – это город шахтеров. Там добывают ценное топливо – каменный уголь для всей страны. Поедем мы туда на поезде (едут).


4реб. – Ты потрогай его руками и внимательно вглядись

С виду черный невзрачный камень. А в себе заключает жизнь.

Пусть сапфиры и алмазы привлекательнее на вид.

Только этот покинув глубины дорогое тепло хранит.


Вед. – Еще каменный уголь добывают в Инте. Поэтому останавливаться не будем, проезжаем мимо. Следующий город – Печора, город имеет название как и самая большая река в нашей республике (едут).


5реб. – В суровые просторы, спеша издалека

Течет, течет Печора – могучая река.

Несет седые воды, в пути поит стада,

Качает пароходы, рыбацкие суда. (П. Образцов).


Вед. – В реке вылавливают ценную рыбу – семгу, нельму. Стерлядь. По ней сплавляют лес, перевозят различные грузы. В городе Печора – речной порт . Это еще молодой город.(65лет).


Вед. –А сейчас загадка еще об одном городе республики:

Город нефтянников, вышек, огней,

Сильных и крепких , веселых парней,

Черное золото добывают там,

Горячий привет посылает вам…(Ухта).


Вед.- Теперь наш путь лежит в Сыктывкар. Сыктывкар – столица республики. Сыктывкару – больше 230 лет. Это крупный административный культурный центр. В городе много промышленных предприятий. Самый крупный – ЛПК, который выпускает целлюлозу, бумагу. Картон. К услугам сыктывкарцев музыкальный и драматический театры, филармония, плавательный бассейн, библиотеки, краеведческий и художественный музеи.


6реб. – Не узнать Сыктывкара, как он вырос – чудеса!

На местах домишек старых новых зданий корпуса.

Вот на улице широкой строят дом большой. Высокий,

И на улице другой тоже дом стоит такой.

Шире улицы, светлее, как зеленые аллеи.

Хорошеет с каждым днем город наш, где мы живем.


Песня о Сыктывкаре сл. и муз. Л. Вавиловой, муз. обр. А. Елькиной. 


Вед.- Расцветай мой край родной, Сыктывкар любимый,

Удивляй нас коми пляской радостной, счастливой.


Коми плясовая «С вершины ели» муз. обр. П. Чисталева.


Вед.- Уже звенят у нас капели. Покидают метели. А давайте посмотрим, пришла ли весна к нам в лес. Представим, что мы очутились в лесу. Осторожно идите. Вслушайтесь, не поют ли птицы – вестники весны? (грамзапись).

- Слышите, уже и птицы запели, а давайте сыграем на коми шумовых инструментах музыку весны.


Оркестр на коми шумовых инструментах.

Лесной человек (потягивается) – Это кто еще тут звенит? Это кто теще тут шумит?

Вед. - Да это мы пришли посмотреть с детьми, как весна приходит в лес, прилетели или нет птички.

Лесной человек – Как, уже весна идет? Не может быть. Может и правда весне время? Как же я проспал приход весны? Я сейчас приглашу к вам лесного жителя по цвету шкурки которого вы узнаете сразу действительно ли весна на пороге. Слушайте загадку: Как ни идет, а задние лапы всегда обгоняют передние (заяц).

-Зайчик, где ты, выходи! Ай да молодец! Вовремя поменял свою белую шкурку на серую. Давайте с ним спляшем.

Хоровод «Встал серый зайчик в круг» сл. и муз. народные, пер. Г. Науменко.
Лесной человек – Спасибо, Как здорово, что вы пришли в лес и разбудили меня, развеселили.

Игра «Скворцы и ворона»

Лесной человек – Пойду теперь всех лесных жителей поднимать для встречи с весной ( уходит).

Вед.- Вот и завершилось наше путешествие по коми республике. Мы узнали как красив и чем богат наш родной край. Когда вы подрастете – сделаете много добрых дел, чтобы наша коми республика стала еще краше и прекраснее.

Тихие, задумчивые сосны, и под снегом сон тетеревов,
И фонтаны в крае нефтеносном, и огни растущих городов.
В новых селах древние былины, золотые скирды на полях.
Это – север, край неповторимый, край отцов и Родина моя! (А. Ванеев)

Сценарий музыкального занятия по ознакомлению с коми музыкальными инструментами

Оборудование: альбом с изображением коми народных инструментов, коми народные музыкальные инструменты, иллюстрации к коми народной песне “Катша-катша”.

Ход занятия: (Под коми народную мелодию “С вершины ели”, дети спокойным шагом входят в зал).

 Педагог (в национальном костюме): Бур лун! Добрый день, ребята! Я, Зарань, дочь Солнца, очень рада видеть вас снова. Как вы думаете, какой сюрприз я приготовила сегодня для вас? Да, я хочу вас познакомить с музыкальными инструментами народа коми. Возможно, кто-то из вас уже видел или слышал звучание этих инструментов? Расскажите.(ответы детей). А хотите узнать больше и научиться на них играть? Тогда я приглашаю вас в мой концертный зал и предлагаю стать настоящими музыкантами -исполнителями. 

Сегодня мы попробуем оркестровать, то есть озвучить с помощью традиционных музыкальных инструментов  коми народную песню “Катша-катша” сл. и муз.народные. 
(Исполнение песни.)            
                                                                                                             
- Сегодня мы продолжим разговор о традиционных ударных музыкальных инструментах. Вспомните, какие народные инструменты вам уже известны? Расскажите, где они использовались? (На столике разложены инструменты.)  (Дети вспоминают материал предыдущего занятия).

Очень хорошо, что вы вспомнили такие инструменты как пу барабан, тутш-тотш, сартас, ворсан табъяс, сера палич. Но наш оркестр будет не полный, если в нем не будут звучать такие инструменты как сярган, тутш-тотш, шур-шар, ворсан табъяс, зиль-зель (инструменты размещены на столе).                                                                                                                                    
 Сярган – трещотка, представляет собой ребристый валик с рукояткой и скользящий по нему (при вращении) деревянный язычок внутри рамки. На верху трещоток иногда прикрепляется для украшения фигура человека или птицы.  Звучание сяргана очень сильное, трескучее. Такое звучание трещотки соответствовало его назначению: им устрашали лошадей, забравшихся на посевы.                                                                                                                                                                 
(Показ инструмента и исполнение музыкального фрагмента «Козье, Козье» сл. и муз народные, муз. обр. П. Чисталева).                                                                                                                                                     
Тутш-тотш – трещотка, представляет собой рукоятку и деревянные пластины. При встряхивании, пластины ударяются друг об друга и воспроизводят “стучащий” звук (показ инструмента и приемов игры). Что может изображать звучание  этого инструмента? Почему вы так думаете? (Ответы детей).                                                                                                                                                                      
Шур-шар – погремушка. Изготовлялась игрушка взрослыми для увеселения маленьких детей из бересты (коры березы). Тембр звучания инструмента зависел от внутреннего наполнения (показ инструмента и приемов игры).                                                                                                                         
Зиль-зель – инструмент особенный, непохожий по строению и звучанию на другие шумовые инструменты. Представляет собой рукоятку, на которой прикреплены деревянные палочки разной длины. При встряхивании, инструмент издает нежный звук, похожий на “журчание” ручейка (показ инструмента и приемов игры).                                                                                                                   
А теперь каждый может взять  инструмент  и попробовать поиграть. (Самостоятельный выбор инструмента и приемов игры на нем. Педагог корректирует приемы игры).

Педагог предлагает сыграть в оркестре.

Оркестр «С вершины ели» муз. обр. П. Чисталева. - Вам понравилось? Как вы думаете, у нас получилась игра в оркестре? - А кто запомнил название инструмента, на котором играл? (Ответы детей). У меня для вас еще один сюрприз: посмотрите, как на таких же инструментах играют дети из другого детского сада. (Показ презентации другого детского сада).

 Наша прекрасная игра на народных инструментах доставила мне большое удовольствие. Мы с вами научимся тоже играть ритмично и выступим на концерте. Хотите? Тогда до следующей встречи. До свидания! (Дети свободно выходят из зала).

Литература:

1. Танцуют дети Сборник с методическими рекомендациями для воспитателей и музыкальных руководителей для детских садов. Сыктывкар. Коми книжное издательство.1992.

2. Музыкальное воспитание как средство приобщения детей к национальной культуре Коми АССР/Методические рекомендации. Сыктывкар. 1989.

3. Милый Север мой. Л. Лысенко. Сыктывкар. 1998.

4. Во гогор С. Головина. Коми РИППКРНО. Сыктывкар. 2001.

5. Кыдзи чужо сьыланкыв. Г.Попов. Сыктывкар. 1999.





Комментариев нет:

Отправить комментарий