четверг, 23 апреля 2015 г.

Связь поколений




Автор: Русакова Т. В., старший воспитатель; Дуркина М. В., учитель-логопед





Описание проекта:

Моральные основы человеческой личности закладываются ещё в раннем детстве. Нравственное воспитание детей нельзя откладывать на потом, как это, к сожалению, нередко происходит в наши дни. Сегодня многие родители больше озабочены карьерой и материальным достатком, чем нравственно духовным воспитанием детей дошкольного возраста.

Конечно, подобная смена приоритетов во многом обусловлена ​​реалиями современной жизни, которая за два последних десятилетия изменилась коренным образом, но это не оправдывает родителей, не уделяющих должного внимания развитию в детях высоких моральных качеств. Если первоначальный нравственный опыт ребёнка окажется негативным, то исправить ситуацию впоследствии будет очень сложно.

Основой правильного духовно нравственного воспитания детей дошкольного возраста является их высокая эмоциональная отзывчивость. Чувства и поступки маленьких детей отличаются искренностью, при этом малыши склонны к подражательству, то есть в тех или иных ситуациях дети поступают так, как, на их взгляд, повели бы себя взрослые, являющиеся для них авторитетом. В то же время способность предварительно анализировать последствия своих поступков и контролировать собственное поведение не относится к числу врождённых качеств и развивается у детей постепенно. Поэтому, чтобы в дальнейшем у детей сформировались достойные навыки и привычки, перед их глазами постоянно должны быть примеры правильного поведения.

Нравственные чувства дошкольников формируются в неразрывном единстве с нравственным поведением.

Развитие чувства уважения к старшим органически связано с задачей воспитания культуры поведения детей по отношению к окружающим. Состав привычек культурного поведения в старшем дошкольном возрасте значительно обогащается: дети осваивают правила поведения по отношению к взрослым в общественных местах (в транспорте, на улице, в библиотеке и т п.), В разных ситуациях общения (со знакомыми и незнакомыми людьми). Воспитывается привычка быть вежливым, готовность активно проявлять заботу о старших и младших, бережно относиться к результатам труда взрослых, к их деятельности, а также продолжается формирование культуры речи.

Старший дошкольный возраст является наиболее ответственным этапом в развитии механизмов поведения и деятельности, в становлении личности дошкольника в целом.
Идея создания проекта возникла на основе наблюдений за дошкольниками во время их общения с представителями старшего поколения. Ребятам интересно все. Как вы строили Усинск? А был ли раньше здесь город? Ой, а как это можно сделать? И т.д.

Таким образом, Была определена ЦЕЛЬ проекта - формирование у дошкольников нравственных качеств, гражданской ответственности, уважение к старшим и сохранение исторической преемственности поколений.

В проекте на обозначены Следующие задачи:
1. Создать Условия для общения Между представителями разных поколений.
2. Организовать детей на дела, направленные на заботу и помощь о старшем поколении;
3. Помочь пожилым людям и инвалидам повысить социальную активность;
4. Укрепить значимость и важность старшего поколения в сегодняшнем дне;
5. Организовать общение и взаимодействие детей с пожилыми людьми и инвалидами через реализацию данного проекта;
6. Укрепить духовную связь между поколениями.

Реализация проекта рассчитана на 2012-2014 гг.
Проект предполагает работу в форме творческих, познавательных, общественно-полезных и досуговых мероприятий.

Участники проекта: люди старшего поколения, педагоги, дети старшего дошкольного возраста.

Гипотеза проекта : нравственные качества дошкольников будет выше, если реализуются следующие условия:
- Участие воспитанников в совместной творческой деятельности с представителями старшего Поколения;
- участие дошкольников в оказании посильной помощи пенсионерам;
- непосредственное общение воспитанников с представителями старшего поколения.

Формы работы:
экскурсии;
литературные гостиные;
концертные программы;
фото выставки;
творческие мастерские;
мастер-классы;
музыкальные гостиные.

Ресурсы проекта.
В реализации проекта принимают участие учитель-логопед, воспитатели МАДОУ, воспитанники, люди старшего поколения. Все педагоги, принимающие участие в проекте, владеют современными педагогическими, компьютерными технологиями, имеют опыт работы в реализации проектов.
Для осуществления проекта имеется следующая материально-техническая база:
- Компьютеры с подключением к Интернет-ресурсам;
- Принтер;
- Ксерокс;
- Мультимедиа проектор и экран;
- Дидактические и наглядные пособия;
- Музыкальные инструменты;
- Аудиотека.
Управление проектом осуществляется педагогами всем протяжении ЕГО осуществления.
Разработка долгосрочного Социального проекта строится поэтапно. Каждый этап имеет свои цели и решает конкретные задачи.


Этапы проекта


Я этап - предпроектный.

1.1 Формулирование основной проблемы.
1.2 Определение цели, задач, направлений.
1.3 Определение принципов, методов, условий для решения поставленных задач.
1.4 Определение временных рамок реализации проекта.
1,5 Согласование проекта.

II этап - планирование деятельности.
1.1 Разработка плана работы по направлениям деятельности.
1.2 Разработка форм взаимодействия и сотрудничества.
1.3 Разработка ожидаемых результатов реализации проекта.

III этап - реализация проекта.


IV этап - рефлексивный.
4.1 Соответствие результата первоначальным целям.
4.2 Качество полученного результата.
4.3 Экспертиза. Критерии оценки работы проекта.

Проект «Связь поколений» включает в себя три направления:
1. «От всей души» (организация досуга).
2. «Судьба человека» (библиографическая информация о ветеранах войны, труда, живущих в городе Усинске)
3. «Опыт, умение, мастерство» (творческая мастерская).

Направление «От всей души»

Актуальность направления.
К возрасту зрелости и мудрости человек подходит незаметно. Казалось, еще вчера, ты был полон жизненных сил, энергии, бодрости, а сегодня пришли слабость и беспомощность, заставляющие людей нуждаться в милосердии других. И хорошо, когда на склоне лет человек окружен заботой родных и близких. Ну, а если всё же в преклонном возрасте спутником жизни становится одиночество ...

Преемственность и связь поколений - это . необходимость сегодняшнего дня : Не секрет, что в наши дни непонимание . Между поколениями увеличивается Сегодня . важно наладить постоянное общение Молодежи с пожилыми людьми на основе традиционных Форм и неформальных методов работы В современных детях необходимо воспитать такие традиционные КАЧЕСТВА как, милосердие, уважение, толерантность, почтительное отношение к старшим, сочувствие.

Через досуговые мероприятия необходимо наладить связь между поколениями, сблизить ценностные ориентации молодёжи и старшего поколения, а ТАКЖЕ организовать взаимопомощь и поддержку путём Развития взаимных интересов.

Цель. Предоставление Возможности Активного участия пожилых людей совместно с воспитанниками ДОУ в досуговых мероприятиях.

Задачи:
1. Развивать духовно-эмоциональную связь между поколениями.
2. Воспитывать уважение к людям старшего возраста.
3. Организовать взаимопомощь и поддержку путём развития взаимных интересов.

Описание направления.
Работа в тематических и праздничных мероприятий, бесед, вечеров воспоминаний. Во время проведения тематических мероприятий пожилые люди знакомят детей с народными традициями, истоками русской, Коми культуры.

Ожидаемые результаты.
1. Воспитание у дошкольников почтительного отношения к старшим, сочувствия, уважения к старшему поколению.
2. Формирование у воспитанников навыка общения со взрослыми людьми.
3. Создание позитивного эмоционального настроя у пожилых людей.

План мероприятий:
№ п / п
Наименования мероприятия
Место проведения
Исполнители Ответственный
Срок РЕАЛИЗАЦИИ
1
Концерт «Тепло наших сердец»
Совет ветеранов, Дом для одиноких и пожилых граждан.
Воспитанники ДОУ, педагоги. Русакова Т. В.
Дуркина М. В.
27.09 - 01.10. 2012
2
Концертная программа «Мамочка милая, мама моя ...»
МАДОУ «ДС КВ № 16»
Воспитанники ДОУ, педагоги, родители. Русакова Т. В.
Дуркина М. В.
22.11.2012
3
Посиделки «Рождественские гадания»
МАДОУ «ДС КВ № 16»
Воспитанники ДОУ, педагоги. Русакова Т. В.
Дуркина М. В.
20.01.2013
4
Музыкальный вечер «Солдатская песня»
Совет ветеранов
Воспитанники ДОУ, педагоги. Русакова Т. В.
Дуркина М. В.
Ипатова Е. Ю.
21.02.2013
5
Чаепитие «Весенние поздравления»
МАДОУ «ДС КВ № 16»
Воспитанники ДОУ, педагоги. Русакова Т. В.
Дуркина М. В.
06.03.2013
6
Музыкально - поэтическая гостиная «Бабушка любимая моя»
МАДОУ «ДС КВ № 16»
Воспитанники ДОУ, педагоги. Русакова Т. В.
Дуркина М. В.
01.10.2013
7
Музыкальная гостиная «Любимой маме посвящается!»
Воспитанники ДОУ, педагоги. Русакова Т. В.
Дуркина М. В.
Ипатова Е. Ю.
2 2 . 11 ​​0,2013
8
Стихи и песни об армии «Служу России!»
Совет ветеранов, Дом для одиноких и пожилых граждан.
Воспитанники ДОУ, педагоги. Русакова Т. В.
Дуркина М. В.
22.03.2014
9
Концерт детской песни «Весенний букет»
МАДОУ «ДС КВ № 16»
Воспитанники ДОУ, педагоги. Русакова Т. В.
Дуркина М. В.
06.03.2014
10
Пасхальная ярмарка
Совет ветеранов
Воспитанники ДОУ, педагоги. Русакова Т. В.
Дуркина М. В.
Апрель 2014

Направление «Судьба человека»
Актуальность направления.
Фундамент будущего человека закладывается в раннем детстве. Для дошкольного периода характерны наибольшие обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Поэтому все, что усвоено в этот период - знания, умения, навыки - являются особенно прочными. Необходимо учитывать, что на каждой возрастной ступени дети приобретаю важные человеческие качества. Задача педагога познакомить дошколят с историей в интересной и доступной для них форме.
Важной формой знакомства дошкольников с историей жизни других людей является непосредственно Образовательная Деятельность, в процессе КОТОРОЙ осуществляется опосредованное знакомство детей с биографией людей, формируются понятия. Ведущим методом здесь выступает убеждение, а средством его выражения - слово воспитателя.

Цель. Создание условий для формирования гражданских и патриотических чувств дошкольников.

Задачи:
1. Учить проявлять заботу о пожилых людях.
2. Развивать познавательную Деятельность дошкольников в работе с биографическими данными, воспоминаниями ветеранов войны и труда.
3. Воспитывать патриотизм, гордость за достижения родной страны, интерес и уважение к ее историческому прошлому, бережного отношения к традициям своего народа.
4. Сохранить свидетельства живой истории, лучше понять страну, в которой живут современники.

Описание направления.
Работа в данном направлении предусматривает организацию непосредственно образовательной деятельности с воспитанниками, проведение фотовыставок, книжных выставок, сбор Информации о ветеранах войны, труда живущих в городе Усинске. Во время общения дети приобщаются к историческому прошлому своего народа через рассказы о войне, труде, о легендарных героях прошлых лет, узнают о своих замечательных земляках.

Ожидаемые результаты.
1. Воспитание патриотизма, гуманистических качеств личности дошкольника.
2. Организация фотовыставки в мини-музее МАДОУ.
3. Создание альбома, видео фильма «История в лицах».

План мероприятий:

№ п / п
Наименования мероприятия
Место проведения
Исполнители Ответственный
Срок РЕАЛИЗАЦИИ
1.
«Вечер знакомств»: интервью, сбор информации.
МАДОУ
«ДС КВ № 16»,
Совет ветеранов
Педагоги ДОУ Русакова Т. В.
Дуркина М. В.
Декабрь 2012
Январь 2013
2. Встреча с людьми, строившими г. Усинск (презентация)
МАДОУ
«ДС КВ № 16 »
Педагоги ДОУ,
воспитанники
Русакова Т. В.
Дуркина М. В.
02.2013 - 03.2013
3. Литературный вечер «Рассказы о войне»
МАДОУ
«ДС КВ № 16»
Педагоги ДОУ.
воспитанники
Русакова Т. В.
Дуркина М. В.
05.2013
4 Экскурсия в музей г. Усинска
Городской музей
Педагоги ДОУ, воспитанники, родители Русакова Т. В.
Дуркина М. В.
воспитатели
10.2013
5. Организация фото выставки в музее ДОУ «Мы - усинцы»
Музей МАДОУ
Педагоги ДОУ, родители Русакова Т. В.
Дуркина М. В.
воспитатели
02. 2014
6 Литературно-музыкальная композиция «Дети войны»
МАДОУ «ДС КВ № 16 »
Педагоги ДОУ, воспитанники, родители Русакова Т. В.
Дуркина М. В.
воспитатели
05,2014

Направление «Опыт, умение, мастерство» (творческая мастерская).
Актуальность направления.
Каждый человек от природы наделен определенными талантами и способностями. Тяга к реализации созидательного и творческого потенциала неизменно влечет людей к саморазвитию и общению с единомышленниками.
Взаимное сотрудничество дошкольников со старшим поколением способствует воспитанию у детей чувства уважения к старшим, формирует умение прислушиваться к советам, воспитывает самоконтроль и умение доделывать начатое дело до конца. Старшие наставники передают Ребятам свои опыт, знания, навык и умения. Ребята приобретают неоценимый опыт общения с взрослыми, заряжая энергией и позитивом взрослых.

Цель. Создание условий для социальной адаптации одиноких пожилых людей, Включая Их в совместную с детьми активную Социально значимую и творческую Деятельность.

Задачи:
1. Приобщить дошкольников к духовно-нравственным ценностям на основе изучения национальных традиций, используя личный жизненный опыт пожилых людей.
2. Воспитывать эмоциональное доброжелательное отношение к окружающему миру, сверстникам и взрослым.
3. Формировать навык совместного сотрудничества ребенка и взрослого.
4. Развивать воображение и фантазию.

Описание направления.
Данное направление предусматривает проведение Мастер-классов как педагогами и воспитанниками, так и пожилыми людьми.

Ожидаемые результаты.
1. Раскрытие творческого потенциала участников мастер-классов (детей, пожилых людей).
2. Украшение интерьера комнат пожилых людей «Дома для одиноких граждан », помещений центра« Совет ветеранов ».
3. Создание экспозиции «Творчество, фантазия, изобретательность» в музее МАДОУ.

План мероприятий:

№ п / п
Наименования мероприятия
Место проведения
Исполнители Ответственный
Срок РЕАЛИЗАЦИИ
1
Мастер - класс
«Кукла-оберег»
МАДОУ «ДС КВ № 16»
Воспитанники,
член Совета ветеранов.
Русакова Т. В.
Дуркина М. В.
12. 2012
2.
Мастер - класс «Изонить»
МАДОУ «ДС КВ № 16»
Воспитанники, член Совета ветеранов. Русакова Т. В.
Дуркина М. В.
03.2013
3.
Мастер-класс «Пасхальный букет»
МАДОУ «ДС КВ № 16»
Воспитанники, член Совета ветеранов. Русакова Т. В.
Дуркина М. В.
04,2013
3
Творческая мастерская «Подарки ко Дню Победы»
МАДОУ «ДС КВ № 16»
Воспитанники, член Совета ветеранов,
Русакова Т. В.
Дуркина М. В.
Русакова Т. В.
Дуркина М. В.
05.2013
4
Изготовление открыток ко дню пожилого человека
МАДОУ «ДС КВ № 16»
Воспитанники, ЧЛЕНЫ Совета ветеранов
Русакова Т. В.
Русакова Т. В.
Дуркина М. В.
09.2013
5
Мастер - класс «Вкуснотеево» с воспитанниками старшего возраста
МАДОУ «ДС КВ № 16»
Воспитанники,
пожилые люди Дуркина М. В.
Русакова Т. В.
Дуркина М. В.
11.2013
6
Мастер - класс «Подарок маме»
МАДОУ «ДС КВ № 16»
Воспитанники,
пожилые люди Русакова Т. В.
Дуркина М. В.
Русакова Т. В.
Дуркина М. В.
03,2014
7
Мастер - класс «Подарки на 9 мая»
МАДОУ «ДС КВ № 16»
Воспитанники,
пожилые люди Русакова Т. В.
Русакова Т. В.
Дуркина М. В.
09,2014
8
Экспозиция «Творчество, фантазия, изобретательность»
Музей МАДОУ
Русакова Т. В.
Дуркина М. В.
Русакова Т. В.
Дуркина М. В.
09,2014

Критерии оценки эффективности проекта.
Критерий 1.
Уровень удовлетворенности людей старшего Поколения качеством работы.
Показатели:
- Удовлетворенность результатам работы;
- Не удовлетворенность работой;

Качественные характеристики эффективности работы учителя-логопеда и родителей.
Уровни.
Люди старшего Поколения в полной мере удовлетворены качеством работы Оптимальный.
Частичная удовлетворенность качеством работы. Допустимый.
Люди старшего Поколения НЕ удовлетворены качеством работы. Низкий.


Предполагаемые итоги реализации проекта.
1. Воспитание ответственного толерантного Сознания и поведения воспитанников в повседневной жизни.
2. Размещение Информации о проекте на сайте организации.

Литература.
1. http://www.edu.ru
2. Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса «Проектная деятельность дошкольников», Мозаика-Синтез, 2008.
3. М. А. Захарова, Е. В. Костина «Проектная деятельность в детском саду: родители и дети» Школьная пресса, 2010 г.
4. Т. В. Хабарова Педагогические технологии в дошкольном образовании. Санкт-Петербург. Детство-Пресс 2011 г.
5. Л. И. Федорова Материалы курса «Федеральный государственный стандарт дошкольного образования: организация коррекционно-развивающей работы» лекции 1- 4. М .: Педагогический университет «Первое сентября», 2014. - 108 с.

Комментариев нет:

Отправить комментарий