четверг, 23 апреля 2015 г.

«Лоскутное одеяло»



МАДОУ «Детский сад №29 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара



Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей 4-5 лет «Лоскутное одеяло».

Автор: Перминова Надежда Николаевна,воспитатель первой квалификационной категории.






Конспект:
Цель: Познакомить с предметом коми народного прикладного искусства – лоскутное одеяло.

Задачи: 
  1. Формировать начальные представления о народном старинном промысле коми народа - лоскутное шитье; способствовать развитию любознательности; стремлению обсуждать информацию о предметах, выходящих за пределы привычного им ближайшего окружения (познавательное развитие);
  2. Пробудить у детей положительную эмоциональную отзывчивость к народному декоративно-прикладному искусство (красивому лоскутному одеялу); побуждать самостоятельно находить место для наклеивания своего лоскутка в общем изделии, не нарушая заданной последовательности (ряда), наклеивать готовые формы (квадраты из ткани), аккуратно намазывая клеем изнаночную сторону ткани (художественно-эстетическое развитие);
  3. Развивать навыки свободного общения с взрослыми и детьми; выслушивать сверстников, уточнять их ответы, подбирая слова, более точ¬но отражающие особенность предмета, логично и понятно высказывать суждения; активизировать в речи детей слова «лоскуток, лоскутное одеяло», «шить», «швейная машинка», «однотонный», «разноцветный» (речевое развитие);
  4. Развивать мелкую моторику рук, глазомер (физическое развитие);
  5. Воспитывать доброе, заботливое отношение к своим близким (бабушке, маме); способствовать проявлению сотрудничества с взрослыми и со сверстниками; вызвать чувство сопричастности к получению общего результата (социально-коммуникативное развитие). 



Материалы. Демонстрационный: большое лоскутное одеяло, сшитое в технике «лоскутная мозаика», картины (слайды) «Вещи, сшитые из лоскутков» images.yandex.ru; раздаточный: клей (мучной клейстер), кисточки, лоскутки квадратной формы 6,0*6,0 см, вырезанные из отутюженной ткани. 

Предварительная работа с родителями: Обсуждение темы с родителями; совместное рассматривание тканей различной фактуры и расцветки дома; определение лицевой и изнаночной стороны ткани на лоскутках тканей, которую ребенок выберет для показа сверстникам группы.

Предварительная работа с детьми: рассматривание тканей разной фактуры и расцветки, подготовка «лоскутков». Определение лицевой и изнаночной стороны ткани на одежде детей в процессе одевания, раздевания с целью закрепления понятия лицевая, изнаночная сторона одежды. Отличительные признаки лицевой и изнаночной стороны тканей. Экскурсия в кабинет кастелянши.

Ход занятия: 

Вводная часть (Дети вокруг воспитателя, включена презентация (слайд 1).
Воспитатель достает из сундука большое (1,5*2,0 метра) лоскутное одеяло и любуется им, то поглаживая узоры, то укрываясь им, наблюдая за реакцией детей. Когда все (или большая часть) детей подойду к воспитателю, она заводит разговор.
Это одеяло моей бабушки. Я сегодня принесла показать его вам. Я вижу, вам понравилось бабушкино одеяло?!

Основная часть.
(Рассматривание одеяла)
-Из каких лоскутков сшито одеяло?

-Сколько понадобилось лоскутков, чтобы сшить такое одеяло?

-Как вы думаете, кто помогал сшить одеяло моей бабушке?

-Как вы думаете, много ли времени понадобилось, чтобы сшивать каждый лоскуток друг с другом? Хорошо, что у бабушки были помощники. Такое одеяло шили вместе всей семьей (слайд 2).

-Откуда бабушка взяла столько много лоскутков?

-Да, бабушка не выбрасывала старые вещи, а отрезала их на вот такие лоскутки, и сшивала их затем вместе. Посмотрите, вот этот лоскуток от моей юбки, а этот лоскуток от папиной рубашки (воспитатель показывает лоскутки на одеяле).

-Кто видел, как мама шьет дома? Что шила мама? Что ей необходимо для шитья (слайд 3)? Кто помогал маме шить? 

-Одеяло это не простое, а волшебное. Оно силу дает, дарит здоровье. Давайте я вас укрою этим одеялом, и вы будете сильными и здоровыми (воспитатель укрывает одеялом всех детей).

- А еще это одеяло приносит счастье. Садитесь вокруг одеяла и положите ладони на него. Что чувствуете? (оно теплое, мягкое, доброе). 

- Хотите знать, откуда появились такие вещи? Послушайте. 

Рассказ воспитателя с опорой на картинки (слайды): 
«Моя бабушка Мария Емельянова мне рассказывала разные истории. Сегодня я расскажу историю, откуда взялось лоскутное одеяло. Давным-давно в старые времена одежды было мало, и люди берегли ее. Если на одежде появлялась дырочка (как у наших мальчиков на штанах на коленках) - пришивали заплатку. (Слайд 4). Если дырочек было много- много заплаток пришивали. И заметили люди, что это очень красиво, и придумали сшивать лоскутки вместе. Получались красивые юбки, кофты, сарафаны (Слайд 5) и вот такие одеяла (слайд 6,7). Таким одеялом накроешься (слайд 8), и снятся добрые, хорошие сны (слайд 9). Потому что шили такие вещи с любовью и вкладывали в них свою душу (слайд 10). А еще моя бабушка говорила так (слайд 11):
Сошью я детям одеяла, 
Чтоб снились им только радостные сны. 
Каждый шов и лоскуток 
Хранят тепло моей руки, души».

Воспитатель: 
- Я смотрю, у нас собралось много лоскутков красивой расцветки, кто их собирал?

-Что можно сделать из этих лоскутков?

- У нас есть белая нетканка и клей, а иголок и ниток нет, как же нам быть?

-Давайте так и сделаем - на нетканку приклеим ваши разноцветные лоскутки. Что у нас получится?  

-Хорошо, сделаем лоскутное одеяло, которое будет украшением кукольного уголка. Тогда за дело. Не забудьте, клей надо наносить на изнаночную сторону. Как вы узнаете, где лицевая сторона, где изнаночная? (лицевая сторона – яркая, яркий рисунок, а изнаночная – бледная, бледный рисунок, или рисунка нет вообще).

Продуктивная деятельность: изготовление лоскутного одеяла: дети намазывают лоскутки с изнаночной стороны клеем, приклеивают на нетканку прямоугольной формы рядами (ряд задает воспитатель). 

Рефлексия: Рассматривание и анализ полученного результата.
-Молодцы, ребята, мы славно потрудились. Какое одеяло у нас получилось? 

-Вы очень быстро составили лоскутное одеяло. Почему вы справились так быстро?

-Давайте соберемся вокруг одеяла и почувствуем тепло, силу, здоровье от нашего красивого одеяла. 

-Кто может нам помочь пришить все лоскутки к нетканке? 

-Вы помните, у нашей кастелянши Екатерины Николаевны есть швейная машинка? Давайте попросим Екатерину Николаевну сшить все лоскутки к нетканке, для этого надо подойти к ней и спросить, не согласится ли она на своей швейной машинке прошить лоскутки к нетканке.
Экскурсия в кабинет кастелянши (обращение детей). 

-Уважаемая Екатерина Николаевна. Мы решили сшить доброе лоскутное одеяло и наклеили лоскутки на нетканку. Помогите нам, пожалуйста. Прошейте, пожалуйста, его на своей швейной машинке, чтоб было более прочно. Спасибо, Екатерина Николаевна.


Комментариев нет:

Отправить комментарий