вторник, 30 июня 2015 г.

«Путешествие по Коми краю»


МБДОУ «Детский сад «Солнышко» г. Вуктыл



Автор:  Маркина Ольга Станиславовна, музыкальный руководитель. Методическое сопровождение: Демченко Галина Александровна, старший воспитатель.


Сценарий музыкально-тематического мероприятия:


«Вижу в своей малой родине 
самый прекрасный уголок земли»
Николай Тихвинский 

Цель: Формирование познавательного интереса к этнокультуре культуре родного края, воспитание патриотических чувств, гордости за свою землю.



Задачи:
1. Продолжать приобщать детей к ценностям традиционной коми культуры, социокультурным традициям родного края.
2. Формировать познавательный интерес детей к культуре, истории и традициям народа коми; обратить внимание на черты национального своеобразия народа коми: национальной одежды, быта, коми народных игр, народных инструментов.
3. Формировать позитивное эмоционально-ценностное отношение к культуре Коми края.
4. Способствовать воспитанию чувства уважения к народу коми и людям, внёсшим значительный вклад в развитие родного края, города Вуктыл (работники газовой промышленности, ветераны ВОВ).
5. Формировать толерантное отношение к людям других национальностей и культур, проживающих в республике Коми (татары, башкиры, украинцы и др.). Способствовать воспитанию уважения к многонациональному содружеству народа республики Коми.

Предварительная работа :
· Рассматривание иллюстраций с изображением жизни Коми народа
· Экскурсия по родному городу Вуктылу (центральная площадь, библиотека); экскурсия в этнографический мини-музей ДОУ;
· Заучивание стихов поэтов Республики Коми;
· Рассматривание коми музыкальных инструментов, игра на них.
· Слушание коми народных песен; разучивание хоровода «Доли – шели»
· Оформление выставки детских рисунков «Моя малая Родина»;
· Изготовление подарков для гостей (совместно с детьми).

Развивающая предметно – пространственная среда (оборудование и материал): коми народные музыкальные инструменты, посуда и предметы быта (изделия из береста и кожи), костюм охотника, национальные женские летние костюмы (рубаха, сарафан, платок), национальные детские костюмы, обереги - поделки с коми орнаментом, жетоны с изображением цветка пиона (марьямоль) на всех детей, блюда коми национальной кухни (шаньги, каша - рассыпуха, печёный картофель), подарки для гостей.
Оформление центральной стены; выставка детских работ «Моя малая Родина».
Зал украшен предметами быта с символикой коми народа (стол с национальной едой, музыкальные инструменты, посуда, предметы быта)

Сценарий образовательной деятельности
Дети под музыку входят в зал, рассаживаются на свои места. Их встречает ведущий.

Ведущий: Ребята, сегодня мы собрались в этом зале, чтобы поговорить о своей малой Родине - месте, где мы родились, живем и о прекрасном народе, который живет на этой земле.
Человек рождается на свет и вместе с жизнью получает в наследство самое бесценное богатство – Родину. Она у него одна, другой никогда не будет, как не дано человеку прожить вторую жизнь. Каждый из нас носит образ Родины в своем сердце. Как схожи и какие они разные – наши представления о ней!
Стихотворение Д. Павлычко «Где всего прекрасней на земле»
Где зеленой тучей тополя
Застят неба голубой простор,
С ясным солнцем повстречался я,
С ясным солнцем начал разговор.
- Солнышко, ты в блеске и тепле
Проплываешь у любых ворот.
Где всего прекрасней на земле
И какой понравился народ?
- Каждый, - шепчет солнышко, - хорош,
Не могу обидеть никого.
А где ты родился и растешь,
Там, дружок, прекраснее всего.
Горы, море или ширь полей…
Родина! Она всего милей.

И в самом деле, для нас - многонационального народа, каждый уголок обширнейшего нашего Отечества, нашей России – свой дом, одна общая Родина. Но всякий из нас – русский, коми, башкир, калмык, удмурт или татарин – хранит в глубине души образ и свет своей малой Родины – деревеньку или маленький городок с узкими улочками – место, где он родился и рос.
А наша Родина – Республика Коми.

Ребёнок Тихие задумчивые сосны
И под снегом сон тетеревов,
И фонтаны в крае нефтеносном,
И огни растущих городов,
В новых селах – древние былины,
Золотые скирды на полях.
Это север, край неповторимый,
Край отцов и Родина моя… (Альберт Ванеев)
Ребёнок Среди тайги на севере России
Вдоль древних гор Уральского хребта
На сотни верст от Воркуты до Летки
Раскинулась Республика моя.
Твоих лесов безбрежные просторы,
Богатства недр непознанная кладь
Твои луга, леса, поля и горы,
Озер и рек сверкающая гладь … (Евсенин)


Слайд – шоу о коми крае : видеоряд под музыкальное сопровождение
песни «Коми край родной» (композитор и автор слов С.Герасимович)

Текст песни «Коми край родной
1. Край суровый, не любимый на века,
Где снегами убаюкана тайга,
А земля, что воспитала свой народ,
О любви поёт…
2. Обнимает там крутые берега
От тумана поседевшая река.
То Печора воды быстрые несёт,
О любви поёт…
3. Знаю: где-то есть чудесные места –
Солнце, море и лазурная вода.
Но милее и дороже нам с тобой
Коми край родной.
Ведущий Красива и богата земля Коми, много бесценных богатств хранят её недра, леса и реки, но главное богатство нашего края – это его люди.
Ребёнок Земля родная предков наших - коми,
Приветлива всегда ты и мила.
Спокойно и надежно в твоем доме,
Какой бы ты суровой не была.
Своих сынов и дочерей в дни лихолетий
Без колебаний в самый трудный час
Благословляла ты на подвиг их бессмертный,
Героев, порождая каждый раз.
(Евсенин )

Ведущий представляет гостей – почётных жителей г. Вуктыл -ветерана Великой Отечественной войны – Мясникова Ивана Васильевича и - Мясникову Клавдию Ивановну.

- Иван Васильевич был совсем ещё молодым, почти как ваши папы сейчас, когда на нашу страну напала фашистская Германия. Он ушёл на фронт, был танкистом, дошёл до самого Берлина, а потом храбро защищал нашу страну ещё и в войне с вражеской Японией. Вернувшись с фронта, очень много трудился, чтобы наша Родина была сильной и счастливой. И много лет рядом с ним- его верная подруга и жена – Клавдия Ивановна. Иван Васильевич и Клавдия Ивановна много лет живут и трудятся в нашем городе, и много сил и своей душевной доброты отдали, чтобы наша жизнь была ещё лучше, чтобы мы с вами мирно жили в нашей стране, в нашем маленьком замечательном городе Вуктыл. Иван Васильевич работал плотником в нашем детском саду – старался, чтобы детям в нём жилось уютно и счастливо.
Ивана Васильевич и Клавдия Ивановна награждены множеством медалей за боевые и трудовые заслуги, а совсем недавно их наградили одной необычной медалью – за Любовь и Верность, потому что много лет они прожили вместе и сохранили самое главное – свою семью, любовь и верность друг к другу, а ещё доброту к людям и любовь к родному краю.

Ведущий вместе с детьми говорят ветеранам добрые пожелания
и дарят семейный оберег, изготовленный с участием детей.

Ребёнок Среди болот, среди тайги,
Где подпирают сосны небо,
Чудесный городок стоит,
Припорошенный белым снегом…
Пускай недолгое тут лето,
В снегу деревья и поля,
Зато теплом сердец согрета
Моя суровая земля.
Ребёнок Народ простой тут, добрый, смелый.
Ты убедишься в том не раз.
Он, занятый полезным делом,
Дает стране природный газ…
Чтобы зимой холодной, снежной
Всегда горячим был обед,
Тебе несут тепло и нежность
И шлют свой пламенный привет. (А.Гаврилов)


Слово предоставляется гостю - почетному представителю газовой промышленности

Ведущий: Прекрасен и удивителен наш северный край. В нем живет замечательный народ коми, со своей историей, древней культурой, народным искусством. Все это отражается в его самобытности, в силе духа и стремлении раскрыть всю суть духовного богатства удивительно скромных, трудолюбивых, бесконечно добрых, порядочных людей, живущих на этой земле.

Звучит отрывок из песни в исполнении А. Коротаевой
«Край ты мой рябиновый»
Коми край ой северный, вечные снега,
Северных сияний ночная красота,
Хочется подольше здесь мне побывать
И о Коми крае много что узнать.

Ведущий: Ребята, а вам бы хотелось отправиться в необычное путешествие по земле Коми – земле наших предков? (ответ детей).
- А поможет нам в этом наш друг – умелый охотник – Тодысь, он как раз из тайги с охоты возвращается.

Звучит музыка. Входит охотник (в костюме, с ружьём, силками)



Охотник: Здравствуйте, ребята! Здравствуй, хозяюшка! Вот с охоты вернулся, разрешите водицы напиться .
( охотник берет кувшин, гаснет свет, звучит музыка ветры и вьюги, появляется старик, он сидит на ковре чихает).



Старик Хоттабыч: Вай, вай, вай! Куда это я попал? Места чужие, незнакомые. А холодно – то как! (оглядывается, видит Тодыся) Приветствую тебя, о прекраснейший господин!
Тодысь: Видза оланныд, дона морт! Здравствуй, дорогой человек! Я тебе не господин, я коми охотник. А кодi тэ? Кто ты?
Хоттабыч: А я, знай же благословенный из отроков, не кто иной как могучий и прославленный Абдурахман ибн Хоттабыч, значит, сын Хоттаба. Скажи о мудрейший, куда это занесла непогода мой ковер – самолет?
Тодысь: Цвет Хоттабыч, занесла тебя вьюга на землю моих предков, в царство снегов, метелей, и жгучих морозов. Здесь небо озаряет чудо природы – северное сияние. Этот край зовется Коми му.
Хоттабыч: О, мудрейший, расскажи мне про свою землю.
Тодысь: Ну, хорошо, слушай. С древних пор по берегам таежных рек, каждая из которых стремится к морю, живет трудолюбивый народ коми. Вся жизнь его связана с лесом. А в лесу и грибы, и ягоды, и пушнина. Щедра на дары наша земля!
Хоттабыч: Да, я вижу, красивая твоя земля, много зверей, птиц. А люди? Расскажи мне о них: как они живут, во что одеваются, какие песни поют, в какие игры играют?
Тодысь: Ребята, а может, вы расскажете Хоттабычу о летней национальной одежде коми народа.
(входят дети, рассказывают и показывают одежду: рубаха, штаны, пояс)
Хоттабыч: А любит твой народ загадки? В них столько мудрости и знаний!
Тодысь: Ещё как! Давай загадаем их ребятам, я - на коми языке, ты на русском!
Охотник берет дощечку с коми орнаментом. Поворачивая её разными концами, охотник и Хоттабыч загадывают
загадки на коми и русском языках:
Коми - Се коке. А стен дорас со «мын сулало» (голик)
Русский – Сто ног имеет, а может стоять лишь у стенки (веник)
Коми - Ваын чужис, а ваысь по пэ (соль)
Русский - В воде родилась, а воды боится (соль)
Коми - Нель чой оти веит улын олоны ( позан)
Русский - Четыре сестры под одной крышей живут (стол)
Ведущий: Я смотрю, прямо волшебная эта ваша дощечка! Ребята, а из какого материала она изготовлена? (из дерева). А вот на нашем столе расположены деревянные коми народные инструменты. Давайте их рассмотрим и поиграем на них.

Дети подходят к столу, берут коми народные инструменты
( по очереди), рассказывают о них.

Тотшкоидган - (колотушка) - рукоятка с укрепленным билом или привязным деревянным шариком; колотушкой подавали сигнал на обед (сигнал – предупреждение) (показ игры);
Сярган (трещетка) - ребристый веник с рукояткой. Скользящий (по нему при вращении) деревянный язычок внутри рамки (показ игры), наверху украшение (зверя, птицы); использовали для украшения лошадей, забредших на посевы;
Шур – шар - (погремушка) - изготавливали из бересты (изготавливали для увеселения маленьких детей) (показ);
Тутш – тотш - (трещотка) - рукоятка и деревянные пластины; при встряхивании пластины ударяют друг о друга (показ);
Зиль – зель - инструмент особенный, представляет собой рукоятку с деревянными палочками разной длины; при встряхивании инструмент издает медный звук, похожий на журчание ручейка.
Дети: А сейчас мы хотим песни петь,
-Весело играть
-На вас посмотреть
-Да себя показать!
Дети исполняют хоровод «Доли – шели»
( в центре хоровода - мальчик и девочка в коми национальных костюмах )
1) Широкая улица, улица
Припев: Доли – шели, ноли – шели,
Широкая улица.
2) Ходит, ходит девушка, девушка
Припев: Доли – шели, ноли – шели
Ходит, ходит девушка.
3) К ней приходит молодец, молодец
Припев: Доли – шели, ноли – шели,
К ней приходит молодец.
4) Ступай домой миленький, миленький.
Припев: Доли – шели, ноли – шели,
Ступай домой миленький.
5) Придет время - свидимся, свидимся.
Припев: Доли – шели, ноли – шели,
Придет время - свидимся.
Хоттабыч, приплясывая, хвалит ребят.
Старик Хоттабыч: Ох, навеселился я на славу, наипрекраснейшие мои музыканты!
Тодысь: А сейчас, дедушка, посиди, отдохни, а наши ребята тебе смекалку и знания свои покажут : ответят на вопросы – загадки и за каждый правильный ответ получит в подарок по прекрасному таёжному цветку –марьямоль (показывает цветок). Итак, начинаем:
1. Как называется домашняя пестрая дорожка? (половик)
2. Самый распространенный материал для изготовления домашней утвари, посуды, рыболовных орудий, музыкальных инструментов? (береста)
3. Как по-другому назвали коми людей? (зыряне)
4. Кого первым пускали при переходе в новый дом? (кошку)
5. Кто такой Шева? (колдун)
6. Как звали богатыря - защитника Коми земли (Пера)
7. Как называют предмет, или знак-изображение, охраняющий человека? (оберег)
Тодысь: Молодцы, ребята. Хоттабыч, а ты умеешь в игры играть?
Старик Хоттабыч: О, мудрейший, джинам запрещено в игры играть!
Тодысь: Ну, это мы сейчас исправим. Сегодня ты сможешь поиграть с ребятами. А чтобы с тобой не случилось ничего плохого, завяжем тебе пояс – оберег, чтобы он защитил тебя. (завязывают пояс).
Хоттабыч: Поиграть теперь могу я
И скорей хочу узнать,
Как ребята в Коми крае
Играют, чтобы не скучать?
Ребенок: Знаем много игр веселых,
Многие старинные,
Наши бабушки играли
В игры эти дивные.
Эй, ребята, выходите!
«Тыв» скорее заводите!
Хоттабыч: А что это такое «тыв»?
Тодысь: На русском языке «тыв» обозначает – «невод»!
Игра «Тыв» («Невод»).
Считалкой выбирается несколько рыбок. Дети стоят в кругу и держатся за руки - это невод. Когда руки подняты и звучит музыка, рыбки плавают в кругу, выплывая за его пределы и возвращаясь. С окончанием музыки, дети опускают руки. Если рыбка не успевает выплыть, она поймана. Игра повторяется.
Тодысь и Хоттабыч проводят игры с детьми.
Старинная коми народная игра «Воробей»
Игра проводится в кругу. По жребию выбирается водящий – воробей. Ему завязывают глаза. Он стоит в центре круга, поворачиваясь то в одну строну, то в другую. Дети с Хоттабычем идут по кругу и говорят(или поют):
Прилетел к нам воробей
И запел как соловей
«Эй ты, пташка, не зевай
Кто мяукнет, отгадай»
Все замолкают. Кто-то из детей говорит «мяу-мяу». Водящему нужно отгадать, кто это.
Тодысь: А я ещё интересную игру знаю, но сначала вы загадку мою отгадайте:
Он стоит бугром.
Дверь, порог и стены
Сделаны не топором,
А из шкур оленьих.
Что же это? Кто догадался? (чум)
Игра « Кто быстрее построит чум»
В зале расставляются 4 стула, на каждом стуле – по платку. К каждому стулу вызываются по 4 ребёнка. Они бегают под музыку вокруг стульев. Когда музыка останавливается, дети разворачивают платки и «строят» чум.

Игра «Охотничий язык»
Тодысь: - У нас, охотников, есть свой особый тайный охотничий язык, в котором животные не называются своими именами, а имеют особые названия. Угадайте, каких животных могли так называть и почему?
Воркань – лесная кошка - …(рысь)
Содбож - черный хвост -….(горностай)
Сер – пятнышко - ….(куница)
Кузьбож – длинный хвост - ….(лисица)
Лек зверь – плохой зверь -…(волк)
Небыд кок – мягкая лапа - …(соболь)
Дзор – седой - …(медведь)
Кузь кок – длинная нога - …(лось)
Игра «Самый меткий»
(соревнование командиров – самых главных богатырей команды).
- Сейчас мы с вами постреляем из лука, посмотрим, кто окажется самым метким стрелком и уйдёт сегодня с добычей?
Задание: стрельба из лука (на определённом расстоянии выставлены мягкие игрушки – звери. В какое животное попадают – того забирают себе).
Игра – соревнование «Богатырский аппетит»
Тодысь : Ребята, вы, наверное, знаете, что у Перы-богатыря был поистине богатырский аппетит: за один присест он мог съесть и выпить очень много еды и напитка. Посмотрим, кто из вас имеет настоящий богатырский аппетит.
(используется национальная еда - шаньги, морс, рассыпуха, рыбник, запеченный картофель и т.д.)
Хоттабыч: Ой, спасибо вам, наиинтереснейшие, наивеселейшие, наидобрейшие северные жители. Не думал я, что в таком холодном крае может быть так тепло!
Тодысь: Конечно, тепло, потому что дружба делает настоящие чудеса! Ведь в нашем родном городе Вуктыл живут и трудятся, ходят в детские сады и школы ребята и взрослые разных национальностей – и коми, и русские, и украинцы, и татары, и других национальностей. И все они тут живут дружно и любят свою маленькую родину.





Дети исполняют песню «Маленькая родина»
(Музыка и слова Т. Гуляевой)
1.Ласковое солнышко светит надо мной,
Тихо просыпается город мой родной.
Новый день с улыбкою ожидаю я –
Ждёт меня мой детский садик и мои друзья.
Самый лучший детский садик и мои друзья!
2. В садик я по городу милому иду
И улыбку добрую всем вокруг дарю!
И знакомой улице улыбаюсь я –
Самая красивая улица моя,
Самый чистый и прекрасный город у меня!
3. Славный день рожденья встречает город мой,
Ниточкой незримой мы связаны с тобой,
Вместе развиваемся, крепнем и растём.
Маленькую родину мы не подведём,
Будут все счастливыми в городе моём!
Ведущий: Нет, не верю я выдумкам ложным,
Будто скучно на севере жить.
Я в другом убежден:
Невозможно
Героический край не любить! (Н. Рубцов)
Ребенок: Сон тайги седой и гордой
Разбудил рукою твердой
Молодой веселый человек
Строил, устали не зная,
Край глухой преображая,
Чтоб Вуктыл запомнился навек! (Ю. Тыщенко)
Ребенок: Стоит в тайге на берегу Печоры,
Он в жизни нам надежная опора
Вдали от монотонной суеты,
Как символ нашей сбывшейся мечты…
Ребенок: Пусть чередой проходят вёсны, зимы
С годами ты становишься красивей,
С тобой хотел бы быть я неразлучен,
Вуктыл любимый, город самый лучший. (С. Деревянко)
Дети : Посеребрив верхушки старых сосен,
Среди бескрайних северных болот,
Сменив уже немало зим и вёсен,
Вновь над Вуктылом солнышко встает.
Здесь все полны любовью к Коми краю,
К своей земле средь кочек и болот
И потому она нам, не скрывая,
Из недр своих богатства отдаёт….
И нашей малой Родиной гордиться
Мы будем столько, сколько будем жить.
В другую землю можно нам влюбиться,
Но как тебя, её не полюбить! (В. Аршинова)
Ведущий: «Ты скорей на Вуктыл прилетай, здесь сердечные люди живут…» - писал вуктыльский поэт Матвей Тукалевский… люди разных профессий, разных национальностей, сделавшие маленький город на берегу Печоры своей судьбой.



Слайд-шоу о Вуктыле на фоне песни на стихи М. Тукалевского «Вуктыльские кедры» (ведущий предлагает гостям подпеть песню)

Ведущий Богатств у Коми края
Всех сразу и не счесть:
Леса и реки, горы,
И газ, и нефть тут есть.
Но ГЛАВНОЕ БОГАТСТВО
Не держим мы в секрете –
Оно РАСТЁТ сегодня,
И это - НАШИ ДЕТИ!
Сокровище вы наше,
Надежда Коми края,
На вас глядит с любовью
Земля наша родная.
Мы верим: - землю предков
Вы сделаете краше,
КУЛЬТУРУ СОХРАНИТЕ
И БУДУЩЕЕ НАШЕ!
(Г.Демченко)

Ведущий: А сейчас приглашаем всех на танец «Дружба», потому что только дружба, сплоченность и единение помогают строить и созидать целые города в глухой, непроходимой тайге и делать наш край ещё краше.

Общий танец «Дружба»

Ребёнок Республика Коми,
Родная земля.
Здесь чистые реки,
Леса и поля…
И люди здесь все –
Большая семья,
И дверь к нам для всех
Открыта всегда.
(А. Швецова)

Ведущий: В память о нашей замечательной встрече мы всех угощаем коми шаньгами и дарим нашим гостям обереги (с коми орнаментом).
А тебе, Тодысь, на память о нашей встрече и на удачу в охоте дарим старинный коми охотничий календарь. До новых встреч!



Используемая литература и интернет ресурсы :
1. Сборник сценариев «Этнография детства ». – Сыктывкар:
ООО «Центр оперативной полиграфии», 2012.
2. //Справочник музыкального руководителя № 7, 2014 (песня «Маленькая Родина»).
3. Вуктыльский спектр. Сборник стихов вуктыльских авторов. – Сыктывкар, 2009.
4. Интернет-ресурсы:
http://komionline.ru/news/print/28870
http://sysbibl.jimdo.com/2013/08/22/красота-родного-края/
http://ped-kopilka.ru/blogs/nigmatulina-natalja/scenarii-vneklasnogo-meroprijatija-dlja-nachalnyh-klasov.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий