понедельник, 29 июня 2015 г.

Военно-спортивная игра патриотической направленности «Зарница»



МБДОУ «Детский сад «Солнышко» г. Вуктыл



Автор: инструктор по физической культуре 1 квалификационной категории  Досова Лариса Александровна.

Патриот – это тот, кто любит свое Отечество не за то, что оно дает ему какие-то блага и привилегии перед другими народами, а потому, что это его Родина. 





Воспитание нравственно-патриотических чувств должно начинаться ещё в детстве. Каким вырастет ребёнок, во многом зависит от нас, педагогов дошкольного образования и, конечно же, родителей. Необходимо воспитывать у маленького человека любовь к родному краю, к Родине, интерес к её истории и традициям.


Как  рассказать детям об истории нашей Родины в трудное военное время, о её смелых защитниках, как показать детям «боевое братство»,  научить их проявлять сплочённость, решительность, отвагу, взаимовыручку, умение справляться с трудностями,  как развить патриотические чувства?  Только лишь  беседами и призывами, пусть даже самыми хорошими, этого не сделаешь. 

Сложные нравственные и патриотические понятия дети  лучше всего осваивают в игре – самой естественной и любимой для них деятельности, а если в этой игре рядом с ними  - поддерживающие их заинтересованные взрослые – педагоги, родители, то результаты будут намного эффективней.  Такими мыслями руководствовались мы, приступая к подготовке военно-спортивной игры «Зарница», так любимой нами когда-то в детстве и незаслуженно забытой в последнее время.

19 марта  настал долгожданный день  “Зарницы”.  На открытии игры у всех детей и взрослых было приподнятое настроение, царил здоровый спортивный дух. На территории детского сада зазвучали песни военных лет.   

                                 
Звучат фанфары,
Гремит салют,
Военной Зарнице
открыт наш путь.
Такими словами мы открыли нашу «Зарницу», которую посвятили знаменательной дате - предстоящему празднованию 70 летия со дня Победы в Великой Отечественной войне. В игре  приняли участие дети подготовительных к школе групп, а также воспитатели, младшие воспитатели  и родители наших воспитанников. 

Закончилась военно-спортивная  игра  привалом, где дети и гости смогли подкрепиться настоящей солдатской кашей «полевой кухни»  и сладким чаем. Усталые, но довольные «бойцы» с аппетитом опустошали тарелки и даже просили добавки, а родители радовались и гордились своими детьми.


Такие мероприятия, несомненно, очень важны и полезны. Они не только увлекают детей, но и несут познавательный и воспитательный характер, вызывают положительные эмоции, воспитывают дружеские взаимоотношения, учат действовать вместе, сообща,  объединяют детей и взрослых.  Дети осознают, что от действий каждого члена команды зависит конечный результат. 

Цели и задачи проведения этой игры ценны и актуальны. В первую очередь, это формирование духовно-нравственных ценностей гражданина и защитника России, воспитание чувства патриотизма, развитие интереса к предстоящей годовщине Победы в Великой Отечественной войне,    пропаганда здорового образа жизни, воспитание у детей чувства взаимовыручки и товарищеской поддержки.   Во время игры мы убедились, что наши ребята, действительно, умеют дружно и сплоченно работать в командах, готовы в любое время прийти друг другу на помощь. А там где дружба, побежденных нет!  


Длительная и тщательная подготовка к этому мероприятию  сплотила детей, родителей и педагогов.  Игра очень понравилась нашим детям  и получила самые положительные отзывы со стороны  родителей и педагогов. Благодаря сплочённости ребят, труду сотрудников детского сада и поддержке родителей «Зарница»  удалась на славу! 


Инструктор по физической культуре Лариса Александровна Досова, старший воспитатель Галина Александровна Демченко.


СЦЕНАРИЙ:

Цели: формирование духовно нравственных ценностей гражданина и защитника России, воспитание чувства патриотизма; развитие интереса к предстоящей годовщине Победы в Великой Отечественной войне.

Задачи:
1. Продолжать воспитывать любовь к Родине, уважение к Российской Армии, солдатам-защитникам Отечества.
2. Развивать познавательный интерес к предстоящей годовщине Победы в Великой Отечественной войне, интерес к военным специальностям (зенитчики, сапёры, артиллерия, снайперы и др.).
3. Способствовать развитию социально-коммуникативных качеств: чувства взаимопомощи, товарищеской поддержки, сплочённости, умения работать в команде, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, совместно преодолевать трудности. Создать условия для принятия детьми самостоятельных решений, для поддержки детской инициативы.
4. Продолжать формировать основы здорового образа жизни, развивать физические качества детей (быстроту, ловкость, выносливость и др.).
5. Развивать у детей практическое умение ориентироваться на местности с помощью карты-схемы.
6.Создать условия для позитивной социализации детей, непосредственного положительно-заряженного взаимодействия детей и взрослых в практико-ориентированной игровой деятельности.

Место проведения игры : территория детского сада (на улице). Разные этапы игры проходят на разных участках территории детского сада.

Длительность: 40- 50 мин. (без привала на «полевой кухне»)

Участники: дети подготовительных к школе групп, родители воспитанников, сотрудники ДОО.

Предварительная работа: беседы с детьми о Российской Армии, о празднике «День Победы»; чтение художественной литературы и рассматривание иллюстраций о воинах-защитниках Отечества; рассказ о традициях военно-спортивной игры «Зарница»; разучивание стихов, песен патриотической тематики; изготовление нагрудных знаков (эмблем): «зенитчики», «снайперы», орденов (медалей), карты-плана, ориентиров для каждого этапа;
Взаимодействие с музыкальным руководителем в подборе музыкального сопровождения (музыка и песни военных лет);
взаимодействие с родителями и сотрудниками ДОУ по изготовлению атрибутов и подготовке оборудования, разъяснению задач игры и распределению ролей.

Атрибуты и оборудование:
военная форма для главнокомандующего, военная форма для педагогов групп, для девочек - элементы одежды для медицинских сестер (сумочки с бинтами, белые косынки с красным крестом); ордена и георгиевские ленточки по количеству детей, фрагменты георгиевских ленточек для подсчёта баллов; красные шапочки и шарфики для «постовых» и старших командиров (взрослых); стойки-ориентиры с надписями: « штаб», « мины», «+» (красный крест), « сапёры» « снайперы»; макет костра; кастрюля с кашей, чашки, ложки и пиалы для «полевой кухни», две карты – плана (для каждой команды-свой маршрут).

Для полосы препятствий: « Проползи через колючую проволоку» - 2 стойки с натянутой веревкой с колокольчиками; « Разминируй поле»-20 пластиковых бутылок с крышками, ведро; « Пройти через болото»-14 обручей (несколько из которых – красные), две корзины (в одной - маленькие мячики, по два на каждого ребёнка); «Сбей вражеский самолёт» - два «самолета», изготовленных из пластиковых бутылок, мешочки с песком (по количеству детей), веревка; «Снайперы»- грузовик с боеприпасами, мешочки для метания (по количеству детей) ; «Санчасть»- трое санок- ледянок; «Найди секретные документы»- два конверта с разрезанными картинками – пазлами с изображением танка.


Сценарий игры
На площадке детского сада звучит музыка военных лет. Два отряда детей «Снайперы» и «Зенитчики» выстраиваются в одну шеренгу; напротив, у знака «Штаб», стоят главнокомандующий, инструктор по ФК, двое детей
( командиры отрядов). Взрослые и родители-участники Игры встают рядом с детьми.
Инструктор:
Звучат фанфары,
Гремит салют,
Военной Зарнице
открыт наш путь.
Очень скоро вся наша страна будет отмечать великий праздник - 70 летие со Дня победы в Великой Отечественной войне. Этому событию посвящается наша военно-спортивная игра « Зарница».
«Зарница» — игра смелых, ловких и дружных. И мы уверенны, что сегодня вы проявите свою находчивость, выносливость и справитесь со свеми трудными заданиями. А самое главное - будете работать в команде - в отряде, где один за всех и все за одного.
1-ребёнок (командир отряда « Зенитчики») :
Пусть живём мы не в столице,
И для службы мы малы.
Но уметь играть в «Зарницу»,
Обязательно должны!
Всё серьёзно, как у взрослых:
И команды и парад.
- Есть вопросы?
- Нет вопросов! -
Так на службе говорят.
2-ребёнок ( командир отряда «Снайперы») :
Вы поверьте, мы не струсим,
Без сомненья, победим!
О делах отрапортуем,
Честь по форме отдадим.
Всех, кто хочет – приглашаем,
К нам, в «Зарницу» поиграть.
Мы научим крепкой дружбе,
А не только воевать.
Вместе:
Чтоб гордились нами деды,
Чтобы не было войны,
Подрастём и, если нужно,
Постоим за честь страны! (Ирина Кутепова « Дошкольная Зарница»)
Дети-командиры строевым шагом возвращаются к своим отрядам.
Инструктор: Давно отгремели залпы войны. Над нами мирное небо.
Люди спокойно работают. Мы с вами живем в мирное время. Это счастье, добытое в суровых сражениях и битвах. Наш покой охраняет наша славная Российская Армия.
Одной большой семьей живут народы,
Крепка Россия наша, как гранит.
На страже мира, счастья и свободы
Солдат Российской армии стоит.
Наша Российская Армия славится своими воинами. У нее славное прошлое и, надеемся, - достойное будущее. А будущее нашей Российской Армии – это вы, сегодняшние мальчишки и девчонки. И от того, какими вы вырастите, и зависит мощь нашей Армии и сила нашей любимой и непобедимой России. Поздравляем всех с наступающим праздником Днём Победы. УРА!!!
Дети: Ура! Ура! Ура!
Инструктор: Один у нас на всех девиз:
Дети: “Не отступать назад”
Инструктор: Не даром говорят:
Дети: “Солдат всегда солдат”
Инструктор: Представляю нашего главнокомандующего… (представляет взрослого из состава родителей воспитанников или представителей военной части города, выполняющего роль главнокомандующего).
Главнокомандующий делает шаг вперед.
Главнокомандующий: Здравствуйте, товарищи, бойцы!
Дети: Здравствуйте!
Главнокомандующий: Равняйсь! Смирно! Вольно!
Главнокомандующий: Товарищи бойцы, в генеральном штабе произошло чрезвычайное происшествие: из сейфа были похищены очень важные секретные документы. Ваша задача заключается в том, чтобы как можно быстрее найти документы и доставить их в штаб, действуя четко по карте. Синим цветом на карте обозначен ШТАБ - место, где мы сейчас находимся. Когда вы найдете документ, вам нужно будет вернуться в штаб и доложить о выполнении задания. Задание понятно?
Дети: Так точно.
Главнокомандующий: Это задание очень сложное - нужно будет преодолеть много препятствий. Вам потребуется мужество, отвага, смелость, решительность для достижения цели. Товарищи бойцы, к выполнению боевого задания готовы?
Дети: Так точно.
Главнокомандующий: Командирам отрядов приготовиться к сдаче рапортов, доложить о готовности к выполнению боевого задания.
Командир отряда « Снайперы»: Отряд равняйсь, смирно! строевым шагом подходит к главнокомандующему и докладывает:
- Товарищ Главнокомандующий, отряд «Снайперы» к выполнению боевого задания готов! Командир отряда … (фамилия имя ребёнка). Рапорт сдан!
Главнокомандующий: Рапорт принят! Получите карту-план.
Командир отряда становится в строй.
Командир отряда « Зенитчики»: Отряд равняйсь, смирно! строевым шагом подходит к главнокомандующему и докладывает:
- Товарищ Главнокомандующий, отряд “Зенитчики” к выполнению боевого задания готов! Командир отряда…(фамилия имя ребёнка). Рапорт сдан!
Главнокомандующий: Рапорт принят! Получите карту-план.
Командир отряда становится в строй.
Инструктор: В нашей игре также принимают участие взрослые командиры, они будут помогать вам (взрослые командиры-родители стоят на каждом этапе, на них красный шарф и шапочка). Есть такие препятствия, преодолев которые, можно заработать очки – георгиевскую ленточку. Отрядам нужно не только выполнить все задания правильно, но и постараться как можно больше заработать ленточек. Главнокомандующий: Отрядам приступить к выполнению задания.
Отряды группируются, знакомятся с планом, находят то место, откуда нужно начать выполнение задания, начинают свой маршрут, выполняя поочерёдно одно задание за другим. У каждой команды свой план, (место встречи одно, а маршрут прохождения препятствий и поиски документов разное - по карте ). Последнее препятствие у всех на карте «Найти секретные документы». На этапах стоят помощники, которые следят за соблюдением правил прохождения испытаний и подводят итог. Каждое очко – фрагмент георгиевской ленточки.
Этапы полосы препятствий:
« Проползи через колючую проволоку» (в качестве «колючей проволоки» натянута веревка, на которой висят колокольчики)
Цель: проползти под “колючей проволокой” так, чтобы не задеть её.
Правила игры: если ребёнок задел “колючую проволоку”, то считается раненым, санитары его перевязывают.
« Разминируй поле»
(дети приходят на "минное поле" – участок, на котором расставлены обозначения «мины» и в сугробах в снегу закопаны пластиковые бутылки с яркими крышками.).
Цель: под снегом дети должны найти закопанные пластиковые бутылки –«мины» и осторожно открутить крышки, не вынимая бутылки. Только в этом случае мина считается обезвреженной.
Правила игры: если ребёнок вытаскивает мину из земли, то считается, что она “взорвалась”, боец ранен и ему требуется “медицинская помощь”, санитары его перевязывают.
« Пройти через болото» (участок, на котором разложены обручи –«кочки»)
Цель: перебраться через “болото” (с кочки на кочку), принести снаряды (маленькие мячики), на другую сторону “болота”. Правила игры: прыжки из обруча в обруч на двух ногах, в руках 2 малых мяча. Нельзя наступать на красные обручи – это мины (торфяные кочки), которые могут в любой момент вспыхнуть. Ребёнок, который наступил в красный обруч, считается раненым. Медсестра оказывает первую медицинскую помощь раненому. Ребёнок, который перенёс снаряды, возвращается в команду.
- Огромную роль в сражениях всегда играла артиллерия. Следующее задание
«Сбей вражеский самолёт» (на территории между двумя деревьями натянута леска, к ней подвешены «самолёты» из пластиковых бутылок)
Цель: попасть “снарядами” – мешочками для метания в «самолёт».
Правила игры: каждое попадание ребёнком в цель приносит команде 1 балл (ленточку); каждый участник имеет право сделать один бросок.
«Снайперы»
Цель: попасть мешочком во вражеский грузовик, который везёт боеприпасы. Правила: нельзя переступать черту, иначе можешь “взорваться” вместе с грузовиком.
«Санчасть » (о казание первой медицинской помощи раненым)
Цель: оказать помощь раненому (перевязать, доставить в санчасть).
Правила: девочкам - медсестрам предлагается сделать перевязку руки, ноги и головы пострадавшим(3 раненных,3 медсестры, двое детей перевозят). Затем мальчики транспортируют (перевозят) каждого на санках-ледянках до знака «Красный крест».
«Найди секретные документы » Цель: быстро и правильно сориентироваться на местности: по карте –плану найти документы и доставить в штаб.
Преодолевая препятствия, дети добрались до последнего пункта назначения. Но как найти пакет? Здесь им предстоит выполнить последнее задание на ориентировку в пространстве. На плане - задание: после минного поля добежать до конца здания, повернуть налево, остановиться у крыльца и встать к нему лицом. Затем отсчитать(найти) вторую березу слева направо и можно начинать искать документ. Ребёнок, выполняющий задание, находит пакет, все вместе с педагогом открывают его. В пакете документ, испорченный «врагом» -он разрезан на несколько частей. Дети собирают пазлы и получается изображение танка.
После того, как отряды выполнили свое боевое задание, все снова собираются на площадке у знака « Штаб». Командиры отрядов сдают рапорт главнокомандующему.
Главнокомандующий: Отряд, равняйсь, смирно! Командирам отрядов приготовиться к сдаче рапортов. Командиру отряда « Снайперы» сдать рапорт!
Командир маршевым шагом подходит к Главнокомандующему и
докладывает:
- Товарищ Главнокомандующий! Отряд «Снайперы» задание выполнил, похищенные документы доставлены в штаб! Командир отряда …( фамилия, имя ребёнка). Рапорт сдан!
Главнокомандующий: Рапорт принят!
Командир отряда «Снайперы» становится в строй. Командир отряда “Зенитчики” маршевым шагом подходит к главнокомандующему и докладывает:
- Товарищ Главнокомандующий! Отряд “Зенитчики” задание выполнил, похищенные документы доставлены в штаб! Командир отряда …(фамилия, имя ребёнка). Рапорт сдан! Главнокомандующий: Рапорт принят!
Командир отряда “Зенитчики” становится в строй.
Главнокомандующий: Товарищи бойцы, вы отлично справились с боевым заданием и без потерь прошли все испытания.
Инструктор: Вы все - настоящие будущие солдаты-защитники. А сейчас старшие командиры доложите о количестве заработанных очков георгиевских ленточек.
Старшие командиры отрядов докладывают о количестве заработанных ленточек.
Главнокомандующий: А сейчас я хочу выразить свою благодарность за участие в сегодняшней игре и наградить вас орденами за проявленное мужество, отвагу, смелость и решительность, а так же вручить каждому георгиевскую ленточку, как символом объединения. Командирам отрядов получить ордена для своего отряда!
Командиры подходят к главнокомандующему и получают награды.
Инструктор: Вот и подошла к концу военно - спортивная игра «Зарница».
И мы убедились, что у нашей любимой России растут новые отважные и дружные защитники. А когда мы едины, то мы непобедимы!
Всем предлагается исполнить песню о России (по выбору детей).
- Огромное спасибо всем! А теперь мы приглашаем всех бойцов отведать настоящую солдатскую кашу нашей «полевой кухни». Организуется полевая кухня (привал), где дети и взрослые едят гречневую кашу и пьют горячий чай.

Используемая литература и ресурсы:
1. Желобкович Е.Ф. 150 Эстафет для детей дошкольного возраста -М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010.-120 с.
2. Желобкович Е.Ф. Физкультурные занятия в детском саду. Подготовительная группа.-М.: Издательство « Скрипторий 2003», 2014.-224с.
3. Воронова Е.К. Формирование двигательной активности детей 5-7 лет: игры-эстафеты- Волгоград: Учитель,2012.-127 с.
4. Зеленова Н.Г. Мы живем в России .Подготовительная группа. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников- М.: Издательство « Скрипторий 2003», 2013.- 96с.
5. Интернет - ресурсы.

Комментариев нет:

Отправить комментарий