четверг, 12 марта 2015 г.

«Коми крестьянская изба»


Автор - Белова Антонина Андреевна воспитатель МБДОУ  «Детский сад №1 комбинированного вида» пгт. Жешарт.

На современном этапе в числе наиболее важных стоят задачи формирования с самого раннего детства базовой культуры личности, высоких нравственных качеств: основ гражданственности, любви к Родине, бережного отношения к её историческому и культурному наследию; уважение к старшим и сверстникам; культуре и традициям других народов.

Дошкольный возраст - важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки патриотических качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре. Приобщение к истокам культуры родного края является одной из важных задач социально - личностного воспитания детей.

Поэтому мною было принято решение создать дидактическое пособие «Коми крестьянская изба», посредством которого можно приобщать детей к миру общечеловеческих ценностей, к истории родного края, развивать эстетический вкус.

Цель: формирование у детей чувства любви к своему родному краю, своей малой родине; приобщение детей к истокам народной культуры

Описание пособия:
Пособие «Коми крестьянская изба» представляет собой демонстрационную поверхность овальной формы, которая демонстрирует внутреннее обустройство коми избы.




Здесь мы видим печь, в устье печи стоит чугунок. Рядом с печкой ухват, метла, кочерга, совок и мешок с картошкой. На лежанке за занавеской подушка и лоскутное одеяло. Украшают интерьер избы половики, скатерть, полотенце.



Около печки стоит широкая лавка, на лавке - прялка.


Посреди избы стол, на котором лежит хлеб, шаньги, баранки, ягоды брусники.

С левой стороны мы видим короб, корзинку, туесок, охотничьи лыжи, коромысло с вёдрами.
На красивом круглом коврике стоят тапочки. А вязаные варежки и носочки украшены коми орнаментом.

В избу приглашает добродушная хозяйка в коми национальной одежде.
Пособие может быть использовано не только при организации познавательной и коммуникативной деятельности детей старшего возраста, но и для украшения интерьера группы, детского сада.

Варианты работы с пособием:

Вариант - «В гостях у Оксиньи»
Задачи: познание - вызвать интерес к жизни людей в коми избе, закрепить знания об обустройстве дома и назначении предметов; коммуникация - обогащать речь детей существительными, обозначающие предметы бытового окружения; социализация - воспитывать доброжелательность, положительное отношение к гостеприимству;
чтение художественной литературы - познакомить детей с коми пословицами о гостеприимстве

Вариант - «Печка - матушка»
Задачи:  
познание - продолжать знакомить детей с бытом коми народа, с печью- главной частью избы;
коммуникация - развивать речевую активность детей; социализация - воспитывать тёплые чувства к быту коми народа; чтение художественной литературы - развивать логическое мышление посредством отгадывания русских и коми загадок (В конце можно провести чаепитие с шаньгами)

Вариант - «Звуки родного дома»
Задачи:
познание - расширять представления детей о многообразии звуков, окружающих нас в доме (как трещат дрова в печи, как скрипят половицы, как шумит огонь, как скребётся мышка и т. д.); коммуникация - развивать умение высказывать своё мнение, грамматически правильно строить предложения. Упражнять в чёткости произношения всех звуков, развивать интонационную выразительность речи;
музыка - развивать музыкальный слух, совершенствовать навыки различения звуков

Вариант – «Игры»:

«Отгадай по описанию». Цель: обогащение речи детей прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов. Ход игры: воспитатель описывает предмет пособия, дети отгадывают. В дальнейшем предмет может описывать ребёнок.

«Загадки - отгадки». Цель: развивать мышление, наблюдательность. Ход игры: воспитатель загадывает загадки о предмете на пособии, дети отгадывают и находят этот предмет. В дальнейшем дети могут сами придумать загадки о предметах быта.

«Игра - фантазирование». Цель: развивать фантазию, творчество в составлении небольших рассказов, сказок, историй.
Ход игры: воспитатель предлагает детям представить, например:
Вы живёте в этой избе...;
В одном селе жила Оксинья со своим мужем и детьми.;
Жил - был красивый деревянный стол. и т. д.
Дети фантазируют на заданную тему.

«Продолжи рассказ». Цель: развивать умение придумывать совместный рассказ.
Ход игры: воспитатель начинает своё повествование на определённую тему, дети продолжают. Например: однажды утром Оксинья решила испечь шаньги с картошкой. Взяла она коромысло с вёдрами и пошла на колодец за водой. (Дети продолжают)

«Чем был, чем стал». Цель: закрепление представлений детей о многообразии рукотворного мира, совершенствование умений определять предметы по признакам.
Ход игры: воспитатель называет материал (глина, береста, материал), а дети находят на пособии предметы рукотворного мира, которые изготовлены из этих материалов.

Виды совместной деятельности с использованием пособия могут быть самые разные. Во время работы с пособием интересно перевоплотиться в приветливую хозяйку избы. Разучивать с детьми потешки, песенки, пословицы, поговорки, загадывать загадки, водить хороводы, игра в игры народа коми. 

Ценность данного пособия и в том, что в дальнейшем у детей появляется желание отражать свои знания, впечатления и эмоции в игровой, музыкальной и изобразительной деятельности.

Еще материалы Беловой Антонины Андреевны.

Комментариев нет:

Отправить комментарий