четверг, 12 марта 2015 г.

Люби и знай свой добрый край: «В гостях у дедушки Макара»

Авторы: воспитатель по обучению коми языку Титова Мария Васильевна, инструктор по физической культуре Самойлова Валентина Степановна- педагоги МБДОУ «Детский сад №1 комбинированного вида» пгт Жешарт, Усть-Вымский район, Республика Коми.


Раздел- «Люби и знай свой добрый край».
1. Конспект спортивного развлечения «В гостях у дедушки Макара» для детей 6-7 лет. Развлечение составлено на основе коми и русских народных игр и игр на коми языке.
2. Видеосъемку данного спортивного развлечения;
3. Фотографии.
Целевая аудитория: подготовительная группа дошкольного образования.


Начало:


Конспект мероприятия «В гостях у дедушки Макара»:





Цели и задачи:
 Создать благоприятную психологическую обстановку, положительный эмоциональный настрой, побуждающий детей к двигательной активности. Развивать ловкость, быстроту, ориентировку в пространстве,   умение выполнять движения в соответствии со словами. Воспитывать стремление участвовать в играх , эстафетах и  действовать сообща.

Поддерживать интерес детей к народным играм, загадкам, считалкам, пословицам, песням. Воспитывать заинтересованное, уважительное отношение к традициям, обычаям, языку коми народа.


Оформление музыкального зала: Зал оформлен в национальном стиле: на полу домотканые дорожки. Стоит печка, возле которой ухват, деревянная лопатка. На лежанке печки – лоскутное одеяло, на котором нежится кот – Мурлыка. На скамейке – прялка, веретена, лукошко…Возле стен – домашняя утварь.

Ход:
Ведущий:-Жили были дед да баба- пӧль да пӧч. Жили дружно, не тужили, друг другу помогали. Пришлось раз бабушке уехать в город Сыктывкар с внучкой понянчиться. Остался дед дома один. Скучно, грустно ему. Узнали про это Жешартские да Гамские ребятишки, и решили они деда навестить.
Заходят мальчики.
Дед:- Видза олданыд! Кодi локтӧ?
Дети:- Зонкаяс!
Дед:-Кытысь?
Дети:- Зӧвсертысь!
Дед:- Мый сэнi вӧчӧны?
Дети: Пес кералӧны!
Мальчики показывают движениями рубку дров под музыку.
Дед: Ок и молодечъяс! Гости на порог – хозяину радость!
Заходят девочки.
Дед: Видза оланыд! Кодi лӧкто?
Дети:- Нывкаяс!
Дед:- Кытысь?
Дети:- Гамысь!
Дед:- Мый сэнi вӧчӧны?
Дети:- Йӧктӧны!
Девочки танцуют под к.н. музыку.
Дед: - В молодости я тоже любил танцевать.Охо-хо! Старость- не радость. И голова-то болит, и спину ломит, радикюль у меня!  Ой, забыл слово. Радикулит! Ну ладно, шутка греет человека, на шутку не сердятся. Подшучивай сам над собой, здоровей смеяться будешь! А вы здоровы ли, ребятушки? Все ли у вас в порядке?
Ведущая: поиграем в игру «Гӧбӧч айка»и посмотрим, все ли в порядке у наших ребят.
Игра «Гӧбӧч айка»
-«Рӧдтiм, гӧнитiм, дед ордӧ воим.
Дед гӧбӧчсӧ восьтiс, челядь сэччӧ усисны!
Тiян киыд дзонь? (дети отвечают: дзонь и показывают движениями)
Тiян кокыд дзонь?
Тiян юрыд дзонь?
-«Рӧдтiм, гӧнитiм, дед ордӧ воим.
Дед гӧбӧчсӧ восьтiс, челядь сэччӧ усисны!
Тiян пельпом дзонь?
Тiян туша дзонь?
Тiян чуньяс дзонь?
Дед: Да, вижу, все у вас в порядке.
Локтӧ ме дорӧ, сьылыштам!»
Песня «Шань челядь».Слова и музыка Г.И.Попова
1.      «Ӧшинь улын, льӧм пу вылын
Мича кайяс дзользӧны.
Миян садйын «Сказкаын»
Зэв шань челядь олӧны.


Припев:
Ставныс зiльӧсь,
Ставныс сюсьӧсь
Мастерӧсь да востерӧсь
Мичаӧсь да мусаӧсь да
Чӧскыд вый тупыль кодьӧсь.

2.Чӧскыд дука льӧм пу вылын
Дыр на кайяс дзользасны
Миян садйын быдмысь челядь
Шудаӧсь век лоасны.
Припев.

Дед: Где песенка льется, там легче живется! Какие вы голосистые да шустрые!
Вед: И правду шустрые!  Ложкой хорошо работают вот и шустрые!

Ребенок читает стихотворение  » Г. Юшкова «Кодi бура сейӧ»

Вед: А может тебе, дедушка помочь что-нибудь по дому сделать? Сейчас  мы воды и дров наносим,  чугунок в печку поставим, ведь дело мастера боится, а терпенье и труд все перетрут.
Эстафеты:
1. «Принесем воды».(коромыслом)
2. «Принесем дрова в печку»

Дед: Отгадайте загадку: Не бык, а бодает, не ест, а хватает. Что схватил –  отдает, снова в угол отойдет.(ухват)

3. Эстафета «Поставим в печь чугунок»
Дед: Спасибо, детушки! Воды, дров  мне наносили, чугунок в печку поставили. Угостил бы я вас пирогом, да печь некому. Была бы моя старуха дома, испекла бы.
Вед: не горюй, дедушка Макар, мы испечем пирог , вкусный  да румяный.
Игра «Пирог».
Считалкой выбирают «пирог», который садится в центр круга, в обруч.
«Пачӧ, пачӧлом, лом,
Тшынӧ, тшынӧ пет, пет.
Тупӧсь, тапӧсь, тупӧсь, тапӧсь,
Пачо, пачо дзум!
Пӧжась, пӧжась, пӧжась.
Пӧжасис пирог».
Пирог (ребенок) встает с последними словами, дердит обруч.
Дети: Вот он какой высоконький, вот он какой мякошенький, вот он какой широконький- возьми и ешь!
После этих слов дети подходят к «пирогу», берутся за обруч,  и водят по кругу, поют песню «Тупось нянь»

Ребенок  читает стихотворение:
«В нашем доме ой-ой-ой
Поселился домовой.
Домовой проныра,
Бедная квартира.
Прячет вещи домовой,
Потеряли мы покой.
Ищем клей и краски,
А находим сказки».

Раздаются шорохи и громкие  вздохи.
Вед:А это что такое? Что за шуршание? Погодите ка, старые люди, если слышали в доме шум,  говорили, что это домовой - «Гӧбоч айка» и они его звали:
«Гобоч айка, петав, петав,юмов ва дiно, небыд нянь дiно».
Дед:  Давайте поиграем, может этот «кто-то» выйдет к нам.
Игра «Чикили, микили».
«Чикили-микили, чикили-микили
Кодӧскӧ ми адзим.
Ыджыд синма, ыджыд пеля,
Ыджыд ныра, ыджыд юра.
Гашкӧ тайӧ вӧлi кӧза? Ме-ме-ме,
Гашкӧ тайӧ волi петук? ку-ка-ре-ллю!
Гашкӧ тайӧ вӧлi ош? Э-э-э
Гашкӧ тайӧ волi кӧин? У-у-у
Эго сiйӧс тӧдмалӧ, ок и ена повзим!»

Выходит домовой (Гӧбӧч айка) и догоняет детей.

Гӧбӧч айка:- Узнали теперь меня?
Дед хозяйственный такой
Старый добрый домовой.
Сказки сказывать могу, всем испечь по пирогу.
Чтобы в доме был покой – рад стараться домовой.
Чтобы мир был и лады –
Охраняю от беды.
Вед: Говорят, что по ночам любишь пугать вдохами , шумом  и не только людей, но и домашних животных. Правда ли это?
Гӧбӧч айка:  Вот уж напраслины, я и обидеться могу.
Вед: Не обижайся, шутка-минутка, а заряжает на час! Лучше послушай нашу песню.
Р.н.п. «Ой вставала я ранешенько»
Вед:  я слышала, что домовые –проказники, потеряется какая-нибудь вещь, говорят домовой утащил.  Правда это?
Гӧбӧч айка: Да не проказники мы, а помощники. Поищет человек потерянную вещь, а когда найдет, вспомнит, что сам её, когда разозлился  вчера вечером, в угол бросил. Вот и запомнит, что у каждой вещи своё место должно быть.
Дед: Вот как раз вчерась я рукавицу и потерял. Может ребята помогут найти?
Вед: показывает на рукавицу за поясом у деда и говорит: «Не эту ли рукавицу ты искал, дед?
Дед: вот голова садовая, конечно, эту, сам за пояс вчера засунул и забыл. Вот моя теплая рукавичка, не раз она в морозы меня выручала, да и поиграть с ней можно!
Игра «Кепысь» (рукавица)
«Чеччалiм,  чеччелiм.
Мича кепысь адзим.
Кодлы кепысь веськалас,
Сыкӧд мыйкӧ вӧчам».
Внутри круга лежит рукавичка, дети двигаются по кругу боковым галопом, останавливаются, кто оказывается  возле рукавички, одевает ее и дает задания детям: Чеччалӧ, котӧртӧ, мунӧ, йӧктӧ, вӧчӧ зарядка….

 Сизим часын чеччы стӧч,
 физзарядка пыр жӧ вӧч
Оти-кык, оти-кык
морӧс лов шытӧ эн пык.
Куим-нель, куим-нёль
Асъя унзiльыд оз коль

Гобоч айка: Сижу я как-то в подполе, вдруг вижу длинный мохнатый хвост. Ох и испугался. Хвост как у мыши, а может у крысы большой. Страху-то натерпелся, а оказалось – редька.
Игра «Редька».
Дети встают в две команды друг против друга.
1.Тук – тук у ворот!
2. Кого черт приволок?
1. Барышня заболела, комаров обьелась, редьки захотела.
2. Тяни, да не с хвостиком.
Берутся за шест с двух сторон, тянут.
Дед: - Повеселил меня народ, но пляска снова зовет. Пойду, попляшу, на детишек погляжу.    Пляска «Марья – моль»
Гобоч айка: С вами-то тут весело, но кот в подполе горшок со сметаной уронил, пойду-ка я порядки наведу.
Буду в доме вашем жить,
 буду дом ваш сторожить,
буду дом оберегать,
 счастье буду привечать.
Дед: погоди, погоди, без угощения тебя не могу отпустить. Вот тебе угощение, сторожи мой дом дальше.
И ребятам угощение приготовил, придете домой чайку попьете и деда Макара вспомните!
Вед: Вот и солнце закатилось, деду спать давно пора, а нам, ребята, домой  в Гам да в деревню Жешарт добираться, только вот поздно уже, автобусы в такую пору не ездят.
Дед: Не беда, волшебная упряжка быстро вас домчит.
Приходите снова к нам, рады мы всегда гостям!
(дед дает упряжку, дети берутся за концы разноцветных ленточек и «едут домой»).

Комментариев нет:

Отправить комментарий