вторник, 14 апреля 2015 г.

«Федоровна и Егоровна». Люби и знай свой добрый край


МАДОУ «Детский сад № 2»  Княжпогостский район, г. Емва.

«Федоровна и Егоровна». Музыкально – театрализованная композиция на основе  потешек – сказок  народов коми.

Автор: Наталья Николаевна Кочкина, музыкальный руководитель

«Федоровна и Егоровна».

Цель: Развитие у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к коми народной культуре.

Задачи:
1. Воспитывать любовь и уважение к народному творчеству, традициям родного края.
2. Стимулировать положительную мотивацию к изучению произведений коми фольклора, развивать творческое мышление.
3. Формировать у детей интерес к детскому  коми фольклору,  обогащение словарного  запаса детей.

Предварительная работа:
1. Подбор литературного и музыкального материала для составления сценария музыкально – театрализованной композиции.
2. Изготовление кукол на основе деревянных ложек.
3. Чтение и разучивание коми считалок, потешек – сказок, и игр.

Словарная работа: видза оланныд, челядь,  считалка: Tipс – торс, куим стӧкан морс, он кӧ вӧдит, он и ворс!  Черинянь, аттьӧ, адздзыслытӧдз.     

Оборудование:  берестяной туесок, деревянные ложки в костюмах героев сказок - потешек: (сорока, воробей, лошадь, заяц), лавка, домотканое полотенце с коми орнаментом, панно с изображением леса.  

Костюмы: персонажи одеты в коми народные костюмы.

Действующие лица: Бабушки: Федоровна и Егоровна (девочки подготовительной группы). 
Звучит фонограмма «Коми плясовой». Выходят две бабушки. 

Выполняют  характерные танцевальные движения. 

Обе бабушки:  Видза оланныд, челядь!

1 Бабушка: День добрый, ребятишки. Поудобнее располагайтесь.

2 Бабушка: Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли места хватило? 

Федоровна: Вы догадались, кто мы? Я бабушка Федоровна! (с поклоном)

Егоровна: А я бабушка Егоровна! (с поклоном)

Обе: Мы  рассказываем  сказки.
 Приготовьте ушки, глазки. 

Федоровна: Твой черёд сказку сказывать! Начинай Егоровна! 

Егоровна: Нет, ты Федоровна! 

Федоровна: Нет, ты Егоровна! А  давай посчитаемся! 

Егоровна: Tipс – торс,
Куим стӧкан морс,
Он кӧ вӧдит,
Он и ворс!         
Егоровна:  (обращаясь к Федоровне) Ну, значит, тебе водить, тебе и сказку говорить! 

Федоровна: Что верно, то верно! Расскажу я вам ребята, да не сказку, а стих, и даже не стих, а песню, а вовсе не я, а домовой – сказочник, и не сейчас, а за столом, да за чайком. Вот и потешке моей  конец, а кто слушал – молодец! 

Егоровна: Ну и, хитра ты Федоровна! Ну, что ж,  раз не можешь одна сказку рассказать, тогда может мы  вдвоём,  расскажем и покажем? У меня для тебя даже подарочек есть. Вот, гляди – ка! (показывает на  туесок)

Федоровна: Егоровна, да ведь это же обыкновенный  туесок.

Егоровна: Мой туесок  – чистое волшебство, в нём песни, да пляски, да разные сказки.

Федоровна: А какая там сказка?  (заглядывает в туесок и достаёт оттуда деревянную ложку). Да это же ложка деревянная! И что это значит, Егоровна?

Егоровна:  А вот что. Туесок, туесок  свит из берёзы поясок. Свито – свито, снегами умыто! Хочу, чтоб сказка к нам явилась!

 Звучит минусовая фонограмма  П. Шучалина «Еджыд Райда». Федоровна вынимает  из туеска деревянную ложку – лошадку выполняя образные движения (лошадка скачет).

Федоровна: 

 Топ-топ! – На конях.
Скрип-скрип! – на санях.
Едем к бабушке
Да на шанежки.

Будет, будет черинянь,
Блин с подмазочкой!
Будет, будет вечерок       
С доброй сказочкой!

Прыг-скок! Прыг-скок!
Среди улицы сугроб.
Вправо съехали – 
Не проехали!
Влево кинулись – 
Опрокинулись!

Ладно, бабушка пришла,
До крылечка довела
По дорожке не кривой,
По прямой,
По столбовой!


Федоровна: Твой черёд, Егоровна, сказку сказывать

Звучит фонограмма коми народной песни «Катша – катша, китш – котш» (Сорока).  Егоровна вынимает из туеска деревянную ложку – сороку

Егоровна: (рассказывает, как диалог с сорокой)


Ты, сорока - белобока,
Зря не прыгай, не летай,          
Строить домик помогай!  
Волк брёвна кладёт,
Мышка мох подаёт,

Заяц печку слепил,
Дятел дров нарубил, 
Белка спичку нашла,
Огонёк зажгла.

А тетеря-то с лукошком
Побежала за морошкой,
Как вернётся, будет пир,
На весь бор
И на весь мир!  
Вот так-то, сорока!

 Звучит фонограмма коми народной песни «Кӧч йӧкте, йӧкте»(Заяц скачет, скачет). Федоровна вынимает из туеска деревянную ложку – зайца.  

Федоровна: (диалог с зайчиком)



3. Зайка, зайка, белый хвост!
Где ты был?- Косил овёс.
- Где овёс?
- Журавль склевал.
Где журавль?                                            
- Медведь прогнал.                              
- Где медведь?
- Сидит в ловушке.
- Где ловушка?
- На горушке.                        
- Где горушка?
- Вечерком
Смыло в Ижму
Ручейком!


Звучит фонограмма инструментальной пьесы «Воробышек». Егоровна вынимает из туеска деревянную ложку – воробья.


Егоровна
4. Чив-чив, воробей,
Сбегай, грядки, полей!       
  
- Нет папенька! 
Нет, маменька!
  
- Чив-чив, воробей,
В крыше дырку забей!
  
- Нет папенька!
Нет, маменька! 
  
- Чив-чив, воробей,
Самовар подогрей!
  
- Нет папенька!
Нет, маменька!
  
- Чив-чив, воробей,
Сядь за стол поскорей!
- Мигом, папенька!
Сел я, маменька!



Звучит фонограмма «Коми плясовая». Бабушки пританцовывают. На фоне приглушённой музыки говорят слова. 

Обе: Мы старались не напрасно, 
Сказки  кончились прекрасно

Тут  и сказочкам  конец, а кто слушал молодец!  
Аттьӧ, челядь! Адздзыслытӧдз!

Уходят под музыку.

Примечание: образец постановки финального танца.
"Коми йоктом" (v Международный танцевальный конкурс "IN-KU Amazing Dance 2014" )


Дополнительно: подборка "Коми народная музыка"
Группа "Коми песни и тексты песен".

Комментариев нет:

Отправить комментарий