понедельник, 1 февраля 2016 г.

Конспект мероприятия для детей «Наши права»

Авторы: Лацоева Евгения Викторовна
Республика Коми, МБДОУ «Детский сад» с. Ношуль, Прилузский район
Семинар для педагогов Защита прав ребенка-дошкольника
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «НАШИ ПРАВА» (старший дошкольный возраст)

Программное содержание

 Интеграция образовательных областей:  «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Цель: дать детям общее представление об их правах, развивать правовое мировоззрение.

Образовательные задачи:
- обобщать знания детей об их гражданских правах и обязанностях;
- закреплять представления детей о благополучной дружной семье;
- дать детям представления о важности права на имя;
- довести до сознания детей идею значимости, неповторимости, уникальности каждого человека.
Развивающие задачи:
- способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений;
- развивать в детях уверенность в себе и своих возможностях;
- развивать умение слушать и отвечать на вопросы воспитателя;
-развивать внимание, память, логическое мышление
Воспитательные задачи:
- воспитывать уважение к правам и обязанностям каждого человека;
- прививать веру, любовь и доброе отношение детей к окружающим;
- содействовать дальнейшему развитию общения между ровесниками, оптимизации взаимоотношений в группе.
Предварительная работа
1. Знакомство с «Конвенцией о правах ребенка » – специальным документом о правах ребёнка;
2. Чтение русских народных сказок «Снегурочка», «Маша и медведь» и др.;
3. Чтение сказки «Гномик, у которого не было имени»;
4. Разучивание пословиц, стихов, поговорок;
5. Рисование на тему: «Моя семья».
Оборудование:
Брошюра «Конвенция о правах ребенка», свидетельство о рождении, «Цветок счастья» с отдельными лепестками, иллюстрации сказок, карточки с изображением животных, письмо, изображение гнома, школьные принадлежности, 7 карточек с буквой «Я», цветы из бумаги, магнитная доска.

Воспитатель:
Ребята, я расскажу вам об одной удивительной сказочной стране, которая называется Правдилия. В этой стране жили люди, звери, насекомые и жили они счастливо. Потому что у каждого из них было много прав: право на счастье, на жизнь, на свободу, на отдых, на имя, на образование, на бесплатное лечение. А еще в этой стране был необычный сад с цветущими растениями. К одному из них жители относились по-особенному, трепетно. Берегли его, потому что это был "цветок Счастья". У "цветка Счастья" были необычные лепестки, на обратной стороне которых были записаны правила (права). Именно эти правила строго соблюдались жителями этой страны. И все бы у них было хорошо, если бы...
Однажды над страной нависла черная-пречерная туча, налетел злой холодный ветер, и все жители Правдилии попрятались кто куда, чтобы переждать несчастье. А когда стих ветер и туча уплыла, то были удивлены тем, что на «цветке Счастья» не осталось ни одного лепестка. И наступили в стране страшные времена. Жизнь страны превратилась в сплошной кошмар и неразбериху. До сих пор жители этой страны ищут заветные лепестки и надеются на то, что кто-нибудь им поможет отыскать их.

Ребята, как по-вашему, нужно ли помогать людям, зверям, попавшим в беду? Почему? А сможем ли мы помочь жителям Правдилии? Я думаю, сможем. Поможем найти лепестки "цветка Счастья", а заодно и узнаем правила этой страны.
Ребенок:
Мамы, папы всей страны               
Это знать давно должны.
Есть права у их детишек,
Например, на чтенье книжек.
Также на заботу, ласку
И на жизнь, как будто в сказке,
Ещё право быть счастливым
В нашем самом лучшем мире!
Воспитатель: Но для оказания помощи мы должны знать много сказок. Давайте перед путешествием возьмемся за руки и подарим друг другу добрую улыбку, ведь добрые дела должны начинаться с хорошего настроения.

Дети:
(в хороводе)
Итак, в Правдилию вперед.
Цветок Счастья там живет.
Должны мы многое узнать,
Все лепестки там отыскать.
Нам сказок много надо знать
Они нам будут помогать

Воспитатель.
А вот и первая сказка, присаживайтесь, ребята. 

(
отрывок из сказки «Кот, лиса и петух») 
«Жил кот с петушком. Кот идет в лес за дровами и говорит петушку:                                                    - Если лиса придет звать тебя в гости, не высовывай ей голову, а то унесет тебя.                                                                                                                                    Вот пришла лиса и стала звать петушка:                                                                                                          - Петушок, петушок! Пойдем на улицу золотые яблочки катать.                                                           Он выглянул, она его и унесла. Вот он и стал кликать:                                                                           - Котенька, котенька! Несет меня лиса в темные леса, за крутые горы, за высокие косогоры.,,»
- Вспомнили сказку? Как она называется? Кто просит о помощи в этой сказке? Что вы можете сказать про лису? Какая она? Почему она так поступила? Какое право лиса нарушила? Как это узнать?
Нам нужно найти красный лепесток, ведь на нем написано одно из правил. (Дети находят лепесток).

Воспитатель зачитывает его содержание: "Каждый человек имеет право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу". Вот, оказывается какое право, нарушила лиса – плутовка. Право петуха на жизнь и свободу. Давайте вернем "цветку Счастья" красный лепесток, чтобы жители Правдилии снова могли соблюдать право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу.

Воспитатель. Вспомните, в каких еще сказках нарушалось право на жизнь и свободу героев? ("Гуси-лебеди", "Маша и медведь", "Волк и семеро козлят", "Колобок", "Красная шапочка"). И у каждого из вас есть право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу. Но соблюдаются ли они? Вспомните драки среди мальчиков. Хорошо это или плохо? А когда вы деретесь, вы какими становитесь? А не лучше ли вашу злость и отрицательные эмоции направить в игру "Петушиные драки". А для этого два драчуна должны превратиться в "петухов" (приседают, обхватывая колени руками). "Петухи" боком подпрыгивают друг к другу, толкаются. Кто из ребят упадет или уберет руки со своих колен, тот выбывает из игры.

(Дети играют) 
Воспитатель.
А я предлагаю говорить друг другу побольше добрых слов, чтобы стать еще добрее по отношению друг к другу.

Игра "Скажи другу ласковое слово"
Детям предлагается по очереди говорить друг другу комплименты. Комплименты могут касаться личных качеств, настроения, внешности.
Воспитатель. Молодцы. 
Воспитатель. А к нам спешит другая сказка. 
(отрывок из сказки «Заюшкина избушка»)
«Идет зайчик и плачет. Ему навстречу медведь:- О чем зайчик плачешь?                                        А зайчик отвечает: Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Попросилась она ко мне, да меня и выгнала…»

Воспитатель: Ребята, из какой сказки эти герои? (ответы детей). Каждый ребенок имеет право на свой дом (показ иллюстраций) Мы сейчас в стране Правдилии. И стоит нам только отыскать синий лепесток и произойдет чудо. Ребята, давайте поищем его.

Воспитатель.
Вот так чудо! Ай, да волшебный цветок! Ай, да лепесток! Интересно, какое же здесь право написано? "Каждый человек имеет право на неприкосновенность жилища, защиту от вмешательства в личную жизнь". Оказывается, лиса нарушила право зайчика на неприкосновенность жилища. Ребята, вспомните, в каких еще сказках было нарушено право на неприкосновенность жилища? ("Теремок", "Зимовье зверей", "Три поросенка"). У человека дом был всегда. Там он укрывался от дождя, холода, диких животных. Во все времена дом очень много значил для человека. Был его крепостью, защитой, очагом, любимым местом отдыха.
А теперь давайте поиграем в игру "Кому, какой дом?"
Медведю - берлога
Белке - ... (нора)
Птице - ... (гнездо)
Пчеле - ... (улей)
Собаке - ... (конура)
Человеку - ... (дом)

Воспитатель.
Синий лепесток мы отдаем "цветку Счастья", а сами отправляемся на встречу к новой сказке.

Воспитатель: Ой, смотрите, письмо пришло от Бабы Яги. Прочтем его? «Почему без дозволенья по моему лесу гуляете? Я сегодня в страну Правдилию летала, увидела там цветок Счастья и все разноцветные лепестки с него сорвала. Вы это что, за ними пришли? На все права, которые на лепестках записаны, могут рассчитывать только дети и внуки царя Салтана и Соловья-разбойника. А еще дети, верящие в Б. Ягу и Кощея Бессмертного, и одного с Б. Ягой цвета кожи и одной с ней национальности. Вот так!»
  
Воспитатель.
Как вы думаете, ребята, справедливо ли, что нам говорит Б. Яга? Конечно, нет! Ведь все вы имеете равные права. И не важно, кто ваши родители, какой у вас цвет кожи, в кого вы верите. Так что, Б. Яга не права, и он должна нам вернуть лепестки
Воспитатель: А мы с вами послушаем сказку про гномика, у которого не было имени.
«Сказка о гномике, у которого не было имени»
В одной сказочной стране жил маленький гномик. Он жил в лесу совсем один, и у него не было имени. Однажды гномик решил отправиться в путешествие. Он собрал в узелок свои вещи и весело зашагал по тропинке вперед навстречу неизвестности. Шел он, шел, и пришел в красивый город. В этом городе жили такие же гномики, как и он. Гномики обступили незнакомца, стали рассматривать его: «Кто ты, как тебя зовут?»
- Как позовут? — удивился малыш.
- Какое у тебя имя?
-Я просто так, у меня нет имени, — ответил гномик.
Но как же ты живешь без имени? — удивились жители краси­вого города, — у каждого должно быть имя, чтобы все знали, к кому обращаются, с кем разговаривают, чтобы ни с кем его не перепутать.
Маленький гномик заплакал:
-Что же мне делать?
-Не плачь! Мы сейчас тебе дадим имя.
-Имя? Мне?! — обрадовался гномик.
-Мы назовем тебя — Тим-путешественник.
-Я — Тим-путешественник. — прошептал малыш, — вот здорово!
-Ну, а теперь давай знакомиться!
Вот так Тим-путешественник получил свое имя, и узнал, что оно должно быть у каждого.
Воспитатель: А вы знаете, кто вам дал имя?
Воспитатель: Дети с рождения получают право на имя: представьте, что исчезли все имена, остались мальчики и девочки, мужчины и женщины, бабушки и дедушки, а имени ни у кого нет. Мы ведь даже не сможем общаться друг с другом. Видите, как необходимо имя человеку! Имя вам дают родители при рождении.
Итак, каждый человек имеет право на имя, и никто не должен называть его по-другому.
Ребенок: Знают, знают все на свете,    
Знают взрослые и дети-
Имя каждому дано,
И у каждого одно!
Воспитатель: Знаете, ребята, что при рождении все дети нашей страны получают документ. Он называется «Свидетельство о рождении».
Ребенок: Эта маленькая книжка      
Есть у каждого малышки.
И в любое время дня
Всё расскажет про тебя.
(Показывает «Свидетельство о рождении»). В этом документе закреплено право ребенка на имя. Здесь записаны фамилия, имя и отчество ребенка, а также его родителей.
А знаете ли вы, как зовут ваших родителей? Назовите фамилию, имя, отчество ваших родителей.
Дети даю вам задание: попросите маму и папу показать вам свидетельство. Обращаться друг к другу надо  ласково по имени. И конечно недопустимо называть человека грубым словом, давать ему кличку - это нарушает его право на имя .
Воспитатель.
Ребята, давайте представимся, назовем наши имена, а поможет нам в этом игра
Эй, ребята, встаньте в круг! (Дети встают в круг)
Вот как много стало рук! (Руки вперёд тыльной стороной кверху)
Чьи же руки, подскажите (Дети называют свои имена )
И ладошки покажите. (Переворачивают ладошки кверху)
А теперь за руки взялись (Берутся за руки и бегут по кругу)
И по кругу пробежались.
Сделали поуже круг, (Все дети соединяют руки над головой)
Крышу сделали из рук.
Получился дом имён. (Взявшись за руки, делают круг шире)
В этом доме мы живём. (Руки кверху) 
Воспитатель :Желтый лепесток мы отдаем "цветку Счастья. А мы двигаемся дальше, к следующей сказке.
Воспитатель: Добрый доктор Айболит
Он под деревом сидит
Приходи скорей лечиться
И корова и волчица
И жучок, и червячок
И медведица!
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит.
Воспитатель:
Из какой сказки этот герой?(ответы)
Что нужно сделать, если вы вдруг заболели?(ответы)

В нашей стране все дети имеют право на бесплатную медицинскую помощь.
Воспитатель:
Ну, а чтобы не болеть, что для этого надо делать? (ответы)
Физкультминутка
Каждый день у нас ребятки,
Начинается с зарядки!
Руки в стороны и вниз.
Все присели, поднялись.
И девчонки, и мальчишки
Побежали все вприпрыжку
И, конечно, очень важно,
Чтоб зарядку делал каждый!
Воспитатель: Возвращаем цветку зеленый лепесток. А мы продолжаем путешествие.
В  книге о правах ребенка записано, что каждый ребенок имеет право на бесплатное образование
Как вы думаете ребята, зачем дети ходят в школу? (ответы)
В какое время года начинают учиться? (ответы)
Как называют детей, которые ходят в школу? (ответы)
Как называются книги, по которым учатся дети? (ответы)
Дети, давайте вспомним, по какой причине Буратино попадал в неприятные истории? (ответы)
Правильно, он не хотел учиться и считал себя самым умным.
А теперь послушайте загадку:
То я в клетку, то в линейку
Написать по ним сумей-ка
Можешь и нарисовать
Называюсь я ...(тетрадь)
Ребята, в школе вам понадобятся школьные принадлежности: ручки,  тетради, линейки
Игра «Собери школьные принадлежности»
Воспитатель: Вот и еще один лепесток отдаем цветку Счастья-фиолетовый
 Воспитатель: Ребята, у меня в руках карточки с одной буквой (достает карточки с буквой «Я» (7шт.) Ребята, назовите какая это буква? (по одной выкладывает на мольберте)
Дети: Это буква «Я».
Воспитатель: Давайте, посчитаем сколько букв «Я»?
Дети считают.
Воспитатель: Всё верно, семь!
Это слово каждый знает
Ни за что не променяет.
К цифре «семь», добавлю - «Я»,
Что получится?
Дети: Семья!
Воспитатель: Расскажите мне, что это за право?
Ребенок: Каждый ребенок имеет право на семью.
Ребенок: Каждый ребенок имеет право жить с мамой и папой.
Ребенок: У каждого ребенка есть право иметь братика, сестрёнку, бабушку и дедушку.
Воспитатель: Расскажите, кто живет рядом с вами.
Воспитатель: Цветку счастья мы отдаем голубой лепесток
Воспитатель: Каждый ребенок имеет право на заботу со стороны взрослых.
В хорошей и дружной семье все помогают друг другу, заботятся о членах семьи.
Ребенок: Семья, где все любят меня и ласкают,       
И лучше семьи ничего не бывает.
И все, кого я так люблю
Имеют право на семью!
Семья должна учить любить,
Жалеть и вежливыми быть.
Когда семья такою станет,
Другая сразу жизнь настанет.
Воспитатель: В каждой семье все должны любить и уважать друг друга, взрослые заботиться о маленьких.
Сейчас, я предлагаю вам почувствовать, как это приятно о ком-то заботиться и какая это ответственность.
Психогимнастика «Согрей котенка».
Воспитатель: Ребята, встаньте, пожалуйста. Представьте, что вы подобрали на улице маленького котенка. На улице очень холодно, идет снег. Ваш котенок очень замерз и дрожит от холода! Возьмите его на ручки- в ладошки! Чтобы его согреть -подышите в ладони (пауза). Прижмите его к груди, погладьте. А теперь, посмотрите на вашего котенка, согрелся ли он? Посмотрите на него с нежностью и любовью. Улыбнитесь ему и, он улыбнется вам в ответ! А теперь, отпустите! Посмотрите, он побежал домой к своей семье.
Вот и мы с вами подарили свою любовь, тепло и ласку маленькому котенку. Он согрелся и убежал к маме.
Ведь как хорошо, когда у каждого есть своя семья, где любят, ждут, заботятся, приходят на помощь.
Очень хочется, чтобы и вы ценили своих близких, никогда их не огорчали, заботились о них, так же, как они заботятся о вас.
Воспитатель: Расскажите как ваши мамы и папы заботятся о вас?

Воспитатель: А у вас есть постоянные обязанности дома?
(Ответы детей)
Игра "Наши добрые дела
К магнитной доске дети подходят по одному с цветком, вырезанным из бумаги и рассказывают, как они помогают дома, какие поручения выполняют. (В конце игры подводится итог)
Воспитатель: Да, помощь родителям нужна. И они заботятся о том, чтобы ваши права не нарушались. Посмотрите, от ваших добрых дел выросла целая поляна цветов. А вот и последний лепесток цветка Счастья-оранжевый.
Воспитатель. 
Ребята, мы собрали все лепестки, давайте вернем их «Цветку Счастья». (Дети при помощи магнитов прикрепляют лепестки на магнитную доску)
Ребенок: По извилистой дорожке    
Шли по миру чьи-то ножки.
Вдаль смотря широкими глазами,
Шел малыш знакомиться с правами.
Рядом мама крепко за руку держала,
В путь дорожку умницу сопровождала.
Знать должны и взрослые, и дети
О правах, что защищают их на свете.

Воспитатель: Ребята, о чём самом важном для детей мы сегодня говорили? Понравилось вам путешествие? А что вам больше всего понравилось? О каких правах вы сегодня узнали? (Ответы детей).
Конспект семинара-практикума для педагогов ДОО «Защита прав ребенка-дошкольника»

Комментариев нет:

Отправить комментарий