вторник, 2 февраля 2016 г.

Эссе-рассуждение «Добро и зло…»

Авторы: Дуплищева Надежда Владимировна,  
Республика Коми,  МАДОУ «Детский сад № 25 общеразвивающего вида», г.Печора                   
Эссе-рассуждение «Добро и зло…»

Начну с разговора, свидетелем которого стала совсем недавно. Беседовали две подруги. Одна говорит: «К нам в класс перевели трудного ребёнка. Учится плохо. С детьми дерётся. Друзей у него нет. Да и семья неблагополучная, родители частенько злоупотребляют алкоголем. Ну что из него может вырасти? Нам такой в классе не нужен. Все дети от него плачут! А когда делали общую фотографию класса, учительница наша даже не стала его приглашать, сказала, что он – явление временное и только испортит фото». Вторая подруга сочувственно покачала головой…
 А мне стало страшно от этой истории. «Временное явление». И это слова педагога… И тут же я вспомнила другую историю, рассказанную  как-то при случае тоже педагогом. Назовём её Натальей Васильевной. Когда она начинала свою педагогическую деятельность, к ней в класс тоже попал вот такой «трудный» ребёнок. Наталья Васильевна не посчитала его временным явлением в жизни класса, всячески пыталась идти с ним на контакт, смягчить его. Приглашала к себе в гости, поила чаем с вареньем, разговаривала с ним обо всём. И маленький  мальчик, по словам Натальи Васильевны, стал её большим другом. Сейчас он уже вырос, сделал успешную карьеру, у него своя семья, свои дети, но до сих пор они дружат, созваниваются, обсуждают какие-то вопросы…
Две абсолютно разные и так похожие истории заставляют задуматься.
…Надо всегда помнить, что дети не рождаются добрыми или злыми, общительными или замкнутыми, трудолюбивыми или ленивыми. Дети не рождаются капризными и упрямыми, вредными и драчливыми, это даже не возрастные их особенности. Все это нельзя оправдать и характером, так как характер не является врождённым, а формируется на протяжении нашей жизни. Человека делает среда, в которой он растёт, воспитывается. И поэтому так важно в жизни каждого ребёнка вовремя сказанное доброе слово, слово поддержки. Всё это способствует развитию у детей чувства собственного достоинства. Как важно одобрение, высказанное в таких простых словах «ты стал большой»! Большой – значит всё умею, всё могу. Большой – значит, помогаю малышам и старшим. Большой –значит сильный и защищаю слабых. Большой – значит пример для других. А чувство собственного достоинства – это уважение себя и уважение других.

Главное право ребёнка, по моему мнению, это право на жизнь, на понимание, на любовь, на заботу. Ведь ещё с пелёнок родители учат, что хорошо, а что плохо, рассказывают сказки, где есть добро и зло, учат нас правильным и неправильным поступкам. А потом? Дети вырастают и понимают, что жизнь – это не сказка, а люди не делятся на плохих и хороших героев. Поэтому важно ещё в детстве научить ребёнка думать,  прежде чем действовать, оценивать поступки с точки зрения нравственных ценностей человека. И тогда вместе с правами ребёнок адекватно воспримет свои обязанности: слушаться родителей, принимать их заботу и воспитание; соблюдать правила поведения в обществе и дома, а наряду с ними появится и ответственность перед родителями, воспитателями, педагогами, перед своей совестью. И поэтому нам взрослым так важно помнить, что всё самое важное закладывается в раннем детстве, и именно здесь важно не ошибиться с добрым вовремя сказанным словом, которое как маленькое семечко в будущем даст богатые всходы.

Комментариев нет:

Отправить комментарий