понедельник, 1 февраля 2016 г.

«В гостях у Евсеича»

Авторы: Никитенко Кира Сергеевна, Малыгина Татьяна Николаевна
Республика Коми, МАДОУ «Центр развития ребенка-детский сад № 17» г. Сыктывкар


Планирование работы с родителями по вопросам ознакомления детей старшего дошкольного возраста с особо охраняемыми территориями Республики Коми.

Конспект ООД в подготовительной группе в рамках работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с особо охраняемыми территориями Республики Коми. Печоро-Илычский заповедник.
 Познавательно-речевое направление развития. 
Образовательная область «Познавательное развитие». «В гостях у Евсееича»
Цель: систематизировать представления детей о Печоро-Илычском заповеднике.
Задачи:
1. Закрепить представления детей о природном мире Печоро-Илычского заповедника.
2. Обеспечить условия для применения полученных детьми знаний на практике через создание макета Печоро-Илычского заповедника.
3. Воспитывать осознанное отношение к охране природы.


Предварительная работа:
  1. Рассматривание карты Республики Коми с выделенными зонами Печоро-Илычского заповедника, национального парка Югыд-Ва.
   2. Беседа о Печоро-Илычском заповеднике с демонстрацией слайдов, его растительном и животном мире.
      4. Создание макетов: бобровая хатка и плотина, луг, болото, лосеферма, часть леса.
      5. Беседа о правилах поведения в лесу, на водоеме.
      6. Чтение художественной литературы.
      7. Подготовка сообщений к занятию о бобре, лосеферме.
      8. Выставка детских работ «Животные и растения Печоро- Илычского заповедника».
      9. Оформление книжной выставки «Природа Республики Коми».
     10. Создание Красной книги Печоро-Илычского заповедника.
Материал и оборудование:
      1. Мультимедийное оборудование.
      2. Письмо от лесника Евсеича.
      3. Карта республики Коми с выделенной зоной Печоро-Илычского заповедника.
      4. Слайды: общий вид Печоро-Илычского заповедника., деревья (ель, кедр, береза, лиственница), животные(бобр, волк, медведь, белка, бурундук, выдра, горностай, норка, росомаха), растения(лютик, купальница, полынь, клюква, морошка, голубика, вейник, лисохвост, таволга вязолистная).
      5. Макеты: бобровая хатка с плотиной, болото, луг, лосеферма, часть леса.
      6. Круги (с синей и красной каймой) для разрешающих и запрещающих знаков.
Ход:
Воспитатель: Ребята, мы получили письмо от нашего знакомого лесника Евсеича, работающего в Печоро-Илычском заповеднике.
«Дорогие ребята, в последнее время я что-то приболел. Мне стало тяжело справляться со своими обязанностями лесника. Не могли бы вы приехать и помочь мне?»
Воспитатель: А какие обязанности у лесника?
Дети: Охранять лес от браконьеров; подкармливать животных; следить за порядком в лесу; берегут леса от пожаров; ведут наблюдения за изменениями в природе, жизнью зверей и птиц; если необходимо даже лечат больных и раненых животных.
Воспитатель: Ну что, поможем Евсеичу?
Дети: Да!
Воспитатель: Тогда мы отправляемся в путь?
Дети: Да!
Воспитатель: Путь у нас не близкий. Давайте вспомним, где расположен Печоро-Илычский заповедник. Покажем его на карте.
(Дети рассматривают карту Республики Коми с выделенной зоной Печоро-Илычского заповедника. Уточняют, что заповедник находится между реками Печорой и Илычем.)
Воспитатель: На чем мы будем туда добираться?
Дети: Самый удобный способ на самолете.
Воспитатель: Тогда отправляемся в полет. (звучит музыка).
Воспитатель: Что такое заповедник?
Дети: Заповедник - это такие большие или маленькие участки леса. Там охраняется все живое и неживое.
Воспитатель:
Для чего их создают?
Дети: В заповеднике охраняются животные и растения, которых стало очень мало на земле. На заповедных территориях нельзя рыбачить и охотиться, рубить деревья, собирать грибы и ягоды. Здесь не должны находиться посторонние люди. Заповедник- это замечательное место, где рыбы и птицы, звери и маленькие насекомые, безмолвные травы и могучие деревья живут, как в сказке, свободно и спокойно (показ слайдов с общим видом Печоро-Илыского заповедника).
Воспитатель: Какие еще вы знаете заповедники на территории РК?
Дети: Национальный парк «Югыд-Ва».
Воспитатель:
Какие деревья растут на территории Печоро-Илычского заповедника?
Дети: Древние сосны, ели, лиственницы, кедры, березы (показ слайдов).
Воспитатель: Какие животные обитают на территории Печоро-Илычского заповедника.?
Дети: Барсук, белка, бурундук, волк, выдра, бобр, горностай, медведь, росомаха, норка (показ слайдов).
Воспитатель:
Прилетели, приземлились. Вышли на тропу, по которой обычно ходит Евсеич, обходя свои владения.
Воспитатель: Нам туда, куда указывает стрелка.
На стрелке изображена «Бобровая хатка» (рисунок).
Воспитатель: Куда нас приведет эта тропинка?
Дети: К домику бобра.
Воспитатель: Что вы знаете о бобре?
(показ слайдов, выступление 3 детей, заранее подготовивших информацию)
Дети:  
    1. Бобр — крупный грызун, приспособленный к полуводному образу жизни. Тело у бобра приземистое. Между пальцами имеются плавательные перепонки. Когти на лапах сильные. Хвост веслообразный. Глаза у бобра небольшие; уши широкие и короткие. Бобры предпочитают селиться по берегам медленно текущих речек, прудов и озёр. Бобры превосходно плавают и ныряют. На суше бобры довольно неуклюжи.
   2. Живут бобры в норах или хатках. Вход в жилище бобра для безопасности всегда располагается под водой. Норы бобры роют в крутых и обрывистых берегах. Стены и потолок норы старательно разравниваются и утрамбовываются. Если вода в реке поднимается, бобр приподнимает и пол, соскребая землю с потолка. Чтобы участок реки над входом в нору зимой не замёрз и не запер животных в норе, они накрывают это место особым навесом. Хатки строятся в местах, где рытьё норы невозможно, — на пологих и низких заболоченных берегах и на отмелях. Хатки имеют вид конусообразной кучи хвороста, скреплённого илом и землёй. Стены хатки тщательно обмазывают илом и глиной, так что она превращается в настоящую крепость, неприступную для хищников; воздух поступает через отверстие в потолке.
    3. Бобры очень чистоплотны, никогда не засоряют своего жилья остатками еды. В водоёмах с изменяющимся уровнем воды, а также на мелких ручьях и речках, семьи бобров строят свои знаменитые плотины (запруды). Плотины устраиваются ниже бобрового городка из стволов деревьев, веток и хвороста, скрепляемых глиной, илом и другими материалами, которые бобры приносят в зубах или передних лапах.
Воспитатель: Пошли по тропинке.
( увидели разрушенную бобровую плотину- макет бобровой хатки и плотина)
Воспитатель:  Разве это порядок?
Дети: Нет.
Воспитатель: Почему нельзя разрушать бобровые плотины?
Дети: Плотины позволяют бобрам  поднимать, поддерживать и регулировать уровень воды в водоёме, чтобы входы в хатки и норы не осушились и не стали доступными для хищников.
Воспитатель: Давайте все вместе приведем ее в порядок.
(Дети восстанавливают плотину - реконструируют макет, используя палочки и глину)
Воспитатель: Идем дальше. Вот и следующий указатель «Болото и луг» (рисунок).
Воспитатель: Куда приведет нас эта тропинка?
Дети: На луг и болото.
Воспитатель: Чем удивительны болота и луга Печоро-Илычского заповедника?
Дети: Там растут разнообразные растения. Среди них много лекарственных: кислица, купальница, лютик, полынь, вейник, лисохвост, таволга вязолистная, клюква, морошка, голубика (показ слайдов).
Воспитатель: Дошли по тропинке до болота и луга (макет луга и болота).
Воспитатель: Да здесь непорядок. Растения перепутались.
Дидактическая игра: «Луг- болото».
Цель: систематизировать знания детей о растительном мире болота и луга.
Методика: Дети должны рассадить растения, которые растут на болоте и на лугу.
Материал: картинки: кислица, купальница, лютик, полынь, вейник, лисохвост, таволга вязолистная, клюква, морошка, голубика.
Воспитатель: Молодцы, навели порядок.
Пошли дальше, дошли до указателя - «Лось за оградой».
Воспитатель: Куда приведет нас эта тропинка?
Дети: На лосеферму.
Воспитатель: Что вы знаете о лосеферме?
Дети: Лосеферма занимается одомашниванием одного из самых крупных животных, населяющих север Евразии. Она была создана в 1949 году в Печоро-Илычском заповеднике и стала первой подобной фермой в России. Теперь лось является одним из наиболее изученных животных тайги, и сегодня доказана возможность его одомашнивания (показ слайдов).
Воспитатель: Дошли до лосефермы ( макет). Смотрите, сломано заграждение. Лоси разбежались и перепутались с другими зверями.

Дидактическая игра «Путаница»
Задание: Собрать перепутанные части картинок животных (н-р: лев + лось, медведь + зебра и т.д.)  и выбрать тех, кто обитает на территории Печоро-Илычского заповедника. Заселить лосей на лосеферму, и остальных, проживающих на территории заповедника оставить, а картинки лишних положить в конверт и отправить в свою страну (лось, медведь, бобр, волк, лев, тигр, белый медведь, зебра, обезьяна).
Пошли дальше. Пришли к указателю с нарисованной избушкой. 
Воспитатель: Вот мы и дошли до избушки  Евсеича.
Евсеич: Здравствуйте, ребята! Ну, где вы были? Что видели? Что делали?
Дети: Мы отремонтировали бобровую плотину, рассадили растения на луг и болото, помогли лосям вернуться домой. Теперь в заповеднике полный порядок.
Евсеич: Молодцы! Нашему заповеднику повезло, у него есть такие помощники, как вы.
Евсеич: А как вы думаете, только ли в заповеднике надо беречь природу?
Дети: Нет. Природу надо беречь везде.
Евсеич: Правильно охранять природу надо в любом месте. Вот вы об этом знаете, но встречаются люди, которые обижают природу. Они не знают, как вести себя в природе.
Воспитатель: Давайте схематично изобразим знаки, что можно, а чего нельзя делать в природе. И развесим их в ближайшей лесопарковой полосе, что бы все люди знали, как вести себя в природе.
Заготовки по количеству детей: разрешающие и запрещающие знаки- красные (запрещающие) и синие (разрешающие) круги.
Дети схематично изображают правила поведения в природе:
                      На природе запоминать увиденное.
                      Ходить по тропинкам.
                      Не ломать ветки деревьев.
                      Не топтать цветы, травы.
                      Не кричать, не включать громко музыку.
                      Не разорять птичьи гнезда.
                      Не ловить насекомых.
                      Не разрушать грибницы.
                      Не разжигать костров.
                      Не мусорить.
                      Не ловить мальков и лягушек.
          Не разорять муравейники.

Воспитатель: Ну что, Евсеич, до свидания, нам пора возвращаться.
Евсеич: Спасибо вам, ребята, за помощь. А в подарок возьмите корзину с шишками, они пригодятся вам для изготовления замечательных поделок.
  До свидания!
Воспитатель: Садимся в самолет и возвращаемся обратно в детский сад.
(звучит музыка)
Воспитатель: Ребята, сегодня мы еще раз убедились в том, что заповедники – это наше богатство, золотой фонд нашей страны, которым каждый из нас может гордиться.
Воспитатель: Наше путешествие закончилось, и закончим мы его добрыми стихами.
Есть на земле огромный дом,
Под крышей голубой.
Живут в нем солнце, дождь и гром,
Лес, и морской прибой.
Живут в нем птицы и цветы,
Веселый звон ручья.
Живешь в том светлом доме ты.
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели,
Всегда ты будешь в нем
Природою родной земли
Зовется этот дом.

Комментариев нет:

Отправить комментарий