среда, 8 июля 2015 г.

«Ах, как нам добрые слова нужны!»




МБДОУ «Детский сад «Солнышко» г. Вуктыл


Автор - составитель: воспитатель Парамонова Анна Владимировна



«Добро – это утверждение жизни в раскрытии человеческих сил.
Что ты делаешь другим, ты делаешь и себе самому»
Эрих Фромм
«…Самая суть чисто человеческого здоровья – это когда его неудержимо тянет сказать что-то хорошее другому человеку,
как будто это даже закон: раз мне-то должно быть и всем хорошо!»
М.М.Пришвин
Актуальность проекта:

«Ах, как нам добрые слова нужны!
Не раз мы в этом убеждались с вами.
А может не слова — дела важны?
Дела — делами, а слова — словами...
Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час,
Когда они другим необходимы»
Марк Лисянский

Задачи духовно – нравственного воспитания, социально-личностного развития детей, формирования таких нравственных качеств личности, как доброта, сострадание, взаимопомощь, умение общаться становятся все более важными для нашего общества. Основа гуманного отношения к людям - способность к сопереживанию, к сочувствию - проявляется в самых разных жизненных ситуациях. Человеческая доброта, умение радоваться и сопереживать, умение общаться с людьми создает основу человеческого счастья и духовного здоровья. Поэтому у детей с дошкольного возраста нужно формировать не только коммуникативные навыки и представления о должном нравственном поведении, а прежде всего нравственные чувства.

Совершенствование процесса социально-нравственного воспитания детей – важная задача дошкольной педагогики на современном этапе развития нашего общества. Духовность нельзя воспитать извне, она может быть развита только изнутри. Нравственность является условием для развития духовности, и забота о нравственном здоровье – одна из важнейших педагогических задач. Школу воспитания добрых чувств человек должен пройти в детстве. Воспитывать в ребенке доброту и чуткость нужно с такой же, если не с большей, настойчивостью и последовательностью, как и силу воли. И самое главное – воспитать доброту можно только добром и через посильное участие детей в различных видах деятельности, в которых ребёнок мог бы проявить заботу об окружающих, доброе отношение к взрослым и сверстникам, к природе. Какими вырастут наши дети, какой выберут путь – это зависит только от нас, взрослых.

Образовательные области:
Ведущая образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие».
Интеграция с образовательными областями: «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие».

Тип проекта :
по характеру содержания : практико – ориентированный
по характеру участия ребёнка в проекте : участник от зарождения до получения результатов
по характеру контактов : в контакте с семьями воспитанников
по продолжительности : среднесрочный
по количеству участников : групповой (одна возрастная группа)

Участники проекта: дети, педагоги, родители, сотрудники городской станции юннатов, детской библиотеки.

Цель проекта: Формирование у детей доброжелательного поведения, развитие коммуникативных навыков, эмоциональной отзывчивости; создание условий для благоприятной социальной ситуации развития.

Задачи проекта:
1. Закрепить и обобщить представления детей о доброте, добрых делах; формировать понимание, что вежливые, добрые слова помогают людям в общении.
2. Способствовать воспитанию доброжелательного отношения к окружающему миру: к сверстникам и взрослым, к животным и растениям.
3. Развивать умение детей видеть в людях хорошее, доброе (на основе сказочных сюжетов).
4. Способствовать дальнейшему развитию коммуникативных навыков, творческих способностей детей.

Продукт проекта:
Сборник детских сочинений (рассказов и сказок-миниатюр) «Мои первые добрые рас-сказки» с иллюстрациями авторов (детей).

Ожидаемый результат:
  • Формирование представлений детей о том, что такое добро, доброта, добрые поступки;
  • Проявление доброжелательного отношения друг к другу, к животному, растительному миру;
  • Расширение словарного запаса и развитие речевого и изобразительного творчества: умения составлять небольшие рассказы (сказки) по картинкам, из опыта и по вымыслу, рисовать иллюстрации к своему рассказу (сказке)
Этапы реализации проекта:
I. Подготовительный этап
Разработка (моделирование) проекта
Задачи:
1. Сформулировать проблему проекта;
2. Довести до участников проекта важность данной проблемы;
3. Создать интерес к проекту, мотивацию к дальнейшей деятельности;
4.Спроектировать пути решения проблемы (составить план мероприятий);
5. Подобрать иллюстрированный, игровой, дидактический материал, художественную литературу для детей.
II. Практический (реализационный) этап
(организация детской деятельности, направленной на достижение целей и задач проекта)
III . Заключительный этап (итоговый, рефлексия)

Задачи:
1. Создать условия для объединения деятельности детей и взрослых в один общий результат – продукт проекта.
2. Проанализировать эффективность, результативность деятельности, развитие личностных качеств воспитанников.
Перспективные задачи:
1. Продолжать формировать личностные качества: доброжелательность, эмоциональную отзывчивость в общении со сверстниками и взрослыми.
2. Способствовать дальнейшему развитию речи, общения и творчества детей.

Перспективное планирование на период проживания темы
Образовательная область,
интеграция ОО/
Вид деятельности детей
Совместная
образовательная деятельность (воспитателя,
специалиста)
с детьми
Организация развивающей
предметно-пространственной среды для самостоятельной деятельности детей
Взаимодействие
с родителями
и другими социальными партнерами
1 2 3 4
Социально-коммуникативное развитие;
Речевое развитие
(коммуникатив-ная деятельность)
1. Беседа на тему: ««Что такое доброта».
Цель: выявление и расширение представлений о доброте;
формировние
стремления совершать добрые поступки;
развитие речевого общения.
Внести иллюстрации
с изображением добрых поступков
Сотрудничество
с родителями в подборе
иллюстративного
материала по теме
2. Ситуативные разговоры о добрых поступках детей группы.
Цель: сакцентировать внимание детей на добрых поступках их сверстников, поддержать добрые поступки детей, развивать желание детей совершать добрые поступки.
Социально-коммуникативное развитие;
Речевое развитие;
(коммуникатив-ная деятельность)
Составление описательных рассказов по картинкам
на тему «Доброта»
Внести новый
иллюстративныйматериал по теме:
«Уроки доброты»
(из серии «Беседы по картинкам»)
Взаимодействие
с родителями по закреплению умения составлять небольшие сюжетные рассказы
по картинкам
Беседа на тему: «Добросердечие»
Цель: закрепление знаний о доброте
Подобрать
настольно-печатные игры
с иллюстрациями
по теме
Оформление папки-передвижки для родителей на тему «Уроки доброты»
Социально-коммуникативное развитие;
Художественно-эстетическое развитие
(музыкальная деятельность)
Прослушивание песен:
«Дорогою добра»,
«Если добрый ты»,
«Дуэт доброго моряка».
Разучивание
песни-танца
«Добрый жук»
Внести
фонограммы песен (диск с записью песен из мультфильмов по данной тематике),
детский микрофон,
музыкальные инструменты,
костюмы для танца
Сотрудничество
с музыкальным руководителем
Социально-коммуникативное развитие;
Познавательное развитие
(коммуникатив-ная деятельность,
элементарный бытовой труд)
Экскурсия на станцию юннатов.
Цель: приобщение детей к оказанию посильной помощи животным
(кормление животных,
полив цветов)
Развивающая среда станции юннатов;
корм для животных,
лейки
Сотрудничество
с родителями
по сбору корма
для животных;
взаимодействие
с сотрудниками станции юннатов
(организация экскурсии)
Социально-коммуникативное развитие
(элементарный бытовой труд)
Помощь в отчистке снега на прогулочном участке;
мытье игрушек в группе
Подготовить лопатки, тряпочки, тазик с водой Сотрудничество с обслуживающим персоналом ДОО
Речевое развитие.
(восприятие художественной литературы)
Чтение сказки
В.Катаева
«Цветик – семицветик»
Внести в центр книги группы
книги:
« Цветик –семицветик»
В. Катаева,
«Кто самый добрый» Эммы Мошковской;
сборник стихотворений А. Барто.
Выставка
книг о доброте и добрых поступках
в групповом центре книги.
Взаимодействие
с родителями: закрепление сказок с детьми,
просмотр мультфильма
по сказке
«Цветик-семицветик»,
Повторное чтение стихотворения А.Барто
«Вовка-добрая душа» и беседа с ребёнком о доброте.
Сотрудничество
с родителями,
детской библиотекой по
организации выставки книг
о доброте и добрых поступках
Чтение сказки
Э. Мошковской
«Кто самый добрый»
Чтение стихотворения
А.Барто
«Вовка-добрая душа»;
Чтение стихотворения
«Ах, как нам добрые слова нужны!»
(М.Лисянский)
Социально-коммуникативное развитие;
Художественно- эстетическое развитие
(изобразительная деятельность)
Объёмная аппликация
на тему: «Волшебный цветок доброты» (изготовление подарков сотрудникам ДОО)
Внести в центр художественного творчества
иллюстрации,
вариативные образцы
с изображением цветка (георгина);
подготовить заготовки, клей, ножницы, цветную бумагу
Взаимодействие с сотрудниками ДОО: (дети дарят изготовленные
«волшебные цветы доброты» сотрудникам, сотрудники
благодарят детей добрыми словами
Социально-коммуникативное развитие;
Художественно- эстетическое развитие;
Речевое развитие
(изобразительная деятельность;
коммуникативная деятельность)
Рисование
«Дерево доброты»
и беседа о семейных деревьях доброты
Внести иллюстрации
с изображением семейных деревьев;
подготовить листы, карандаши
Сотрудничество
с родителями
в изготовлении семейных деревьев
добрых дел,
поиске
и распечатке
раскрасок на тему: «Добрые поступки»
Закрашивание раскрасок на тему
« Добрые поступки»
Цель: воспитание усидчивости, закрепление цветов
Внести раскраски - иллюстрации на тему: «Добрые поступки», карандаши
Социально-коммуникативное развитие
(игровая деятельность)
Дидактическая игра: «Цветик – семицветик»
Цель: расширение
представлений о полярных этических понятиях
«добро – зло»
Лепестки
для цветика -семицветика
Сотрудничество
с педагогами
в изготовлении
дидактической
игры
Дидактическая игра-путешествие «Путешествие по маршруту добрых чувств, поступков, дел и отношений»
Цель: создание условий для формирования положительных нравственных качеств, умения общаться со сверстниками и взрослыми, понимания детьми того, что добрые чувства, поступки, отноше­ния и дела вызывают уважение,
дружбу, любовь.
Внести
«Маршрутную карту»
Сотрудничество с родителями в
проведении игры
Социально-коммуникативное развитие;
Речевое развитие;
(коммуникатив-ная деятельность)
Дидактическая игра
«Добрые сказки»:
Выбор детьми картинок и составление
добрых рассказов, сказок по выбранным
картинкам
Подбор картинок для составления рассказав, сказок Помощь родителей
в составлении рассказов
с детьми для создания книги
«Наши первые добрые
рас-сказки
Рассказ о художниках-иллюстраторах детских книг
( экскурсия
в детскую библиотеку)
Выставка в центре книги
иллюстраций
и портретов
известных художников-иллюстраторов детской книги
Сотрудничество
с детской библиотекой
в организации
выставки художников-иллюстраторов детской книги
Художественно- эстетическое развитие
(изобразительная деятельность)
Рисование иллюстраций к рассказам и сказкам собственного сочинения Подбор разнообразного
материала для изобразительной деятельности
(по выбору детей)
Оказание помощи родителями детям
(при необходимости!)
в
иллюстрировании
детских сказок, рассказов
Результативность проекта:

для детей:
- освоение детьми «правил» доброжелательного общения со сверстниками и взрослыми;
- развитие нравственных качеств детей (проявление стремления совершать добрые дела, говорить добрые слова окружающим), эмоциональной отзывчивости;
- совершенствование коммуникативных навыков, развитие речи и творческих способностей детей;
- развитие интереса к детской литературе: знакомство с новыми художественными произведениями, с произведениями художников-иллюстраторов;
- повышение социального статуса, проявление удовлетворённости продуктом и результатом своей деятельности (при создании и рассматривании сборника произведений детей)

для ДОО:
- расширилось и укрепилось сотрудничество с родителями, социумом (детской библиотекой, станцией юннатов)
- пополнено дидактическое обеспечение образовательной деятельности по теме: сделана подборка игр-упражнений по теме «Уроки доброты»; пополнена развивающая среда группы: наглядный материал о доброте

Перспективы развития проекта:
1. Отражение темы: «Ах, как нам добрые слова нужны!» в дальнейшей деятельности по реализации образовательной темы: «Я в мире – человек».
2. Трансляция опыта работы на муниципальном, региональном и федеральном уровне
.
Используемая литература и информационное обеспечение проекта:
1. Севостьянова Е.О. Страна добра: Социализация детей 5-7 лет. – М.: - ТЦ «Сфера», 2012
2. Социально-личностное развитие дошкольников. Программа, планирование, занятия, диагностические материалы. Старшая группа. / авт-сост. Л.А.Загуменная. – Волгоград: Учитель, 2012.
3. Петрова В.И., Стульник Т.Д. Этические беседы с детьми 4-7 лет: нравственное воспитание в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2012
Интернет ресурсы:
http://joymylife.org.ua/raskraski/dobrye_dela.php ; http://aphorisms.su/stihi/dobrie_stihi.html;
http://flaminguru.narod.ru/posl12.htm .

Комментариев нет:

Отправить комментарий