понедельник, 27 июля 2015 г.

«ПРОГУЛКА ПО ЗИМНЕМУ ЛЕСУ»



МАДОУ № 117

Автор: воспитатель Бородинова Зинаида Григорьевна 



Цель:
  • Обобщить и систематизировать знания детей о зиме, о лесе и его обитателях;
  • Закрепить представления о домашних животных и диких зимой;
  • Развивать умение поддерживать игровую образную ситуацию;
  • Развивать речь, воображение, учить детей составлять рассказы из 2-3 предложений;
  • Введение в речь понятия «экология».
Материалы: избушка, стул, игрушка - Колобок, ёлка, береза, костюмы зайца, волка, лисы, имитация сугроба, игра «Кто где живёт», Красная книга, бумажные салфетки желтого цвета, глазки, носик для колобка, фломастеры.

Ход занятия:

Дети входят в группу.

Воспитатель (В): Ребята, сегодня мы прогуляемся по зимнему лесу

В: Сначала отгадайте загадку:
Он густой, зелёный,
Растут в нём липы, клёны,
И могучие дубы,
Есть в нём ягоды, грибы.

Ответы детей.

В: Лес – это множество деревьев, растущих рядом на большом пространстве. Почти четвертая часть территории нашей страны покрыта лесами. Леса в России разные.
Послушайте стихотворение:
На лесной опушке
Слышится «ку-ку».
Кукует кукушка
Где-то наверху.
В лес густой, зелёный
Нас зовет она.
Там березки, клёны,
Свежесть, тишина.
Солнечные блики
По траве скользят,
Алой земляники
Капельки горят.
Там сплетают ветки
Кружевной навес.
Приходите, детки,
На прогулку в лес!

В: О каком времени года рассказывает это стихотворение? (Ответы детей)

В: Леса, в которых растут березы, клёны, дубы и другие лиственные деревья называются лиственными лесами. А какие деревья растут в нашем лесу? (Ответы детей).

В: Правильно, в нашем лесу растут ели, сосны, пихты. Такие леса называются хвойные. А почему их называют хвойные? (Ответы детей). Правильно, потому что у них вместо листьев, растут иголки, хвоя. Такие леса еще называют тайгой.

В: Ребята, мы же с вами хотим погулять по зимнему лесу, правда?
В зимний лес заиндевелый
Приведёт меня лыжня.
Как старик в тулупе белом,
Дремлет лес средь бела дня.
Снег укрыл стволы и корни
Елей, сосен и ракит;
Иней хрупкий и узорный
На ветвях берез лежит.
Всё бело – тропинки, кочки.
И уснули до весны
На ветвях деревьев почки,
Спят они и видят сны.
Снег свисает бахромою,
А коряги и пеньки
Под пушистой пеленою
Оживают, как зверьки.
Вот зайчишка, вот лисица
В пышной шубке меховой.
Вот на сук уселась птица,
Вертит снежной головой.
Словно в сказке открывает
Лес – волшебник чудеса:
Ледяная, но живая
Леса зимнего краса.

В: Красиво описано, правда, ребята? А вы были в лесу? А когда, в какое время года? (Ответы детей).

В: Ребята, когда вы приходите на прогулку в лес, запомните, вы здесь – только в гостях. А как ведут себя в гостях? Поэтому ведите себя в лесу скромно, не рвите цветов, не распугивайте лесных обитателей. (Зачитать Правила поведения в лесу).


В: Ребята, но некоторые животные, птицы, насекомые, растения исчезают, потому что их уничтожают люди. Ученые экологи составили Красную книгу, в которую заносят названия исчезающих животных, птиц, насекомых, которых надо оберегать, чтобы они совсем не исчезли. (Показать книгу). Экология – это наука, которая занимается сохранением всего живого. Давайте повторим все вместе – ЭКОЛОГИЯ. А дети, которые любят природу, всегда и везде заботятся о ней, называются юными экологами. А чтобы стать юным экологом, надо делать добрые дела по отношению друг друга и к природе, заботиться о природе.

В: А сейчас мы с вами поиграем в игру «Кто, где живёт?». Подойдите в столу и посмотрите внимательно на картинки. Возьмите себе по одной картинке и садитесь на свои стульчики. Кто это? Где живут? (Ответы детей).

В: Молодцы, ребята. А хотите со мной очутиться в сказке «Колобок»? (ответы детей).

В: Хорошо. Но, чтобы очутиться в сказке, надо покружиться. (Дети кружатся под музыку).

В: Садитесь, ребята. Вот мы и в сказке. Слушайте и смотрите внимательно.
Жили - были дед и баба. И захотелось им зимой колобок испечь. Испекла бабка Колобок. А на улице холодно, снег метёт. Зимой окно не откроешь, чтобы Колобок остудить. Как, по-вашему, куда баба могла Колобок положить, чтобы он остыл? (Ответы детей).
Правильно, на стол. Лежал, лежал Колобок, да и надоело ему лежать. Решил он поглядеть, куда это баба с дедом вышли. Спрыгнул Колобок со стола на стул, со стула на пол и покатился по избе. Дверь баба плохо прикрыла. Вот Колобок и прошмыгнул на улицу. Ребята, а кого он мог около дома увидеть? Каких домашних животных? (Ответы детей). (Можно почитать про животных потешки).

В: Ребята, а дом деда и бабы стоял у леса. И решил Колобок в лес отправиться. Катится он, катится, и песенку поёт. А какую он песенку поёт? Давайте поможем Колобку, споём вместе.

Колобок:
Я Колобок, Колобок!
По амбару метён,
По сусекам скребён,
На сметане мешен,
В печку сажен.
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел.

В: Смотрит Колобок, а в лесу всё белым – бело. Почему, ребята? Расскажите Колобку. (Дети говорят об изменениях внешнего облика леса).

В: Да, верно. Лес зимний стоит в снежном наряде. Деревья, кустарники и земля – все покрыто снегом. Только одна ёлочка стоит зелёная. Расскажите Колобку про ёлочку -0 колкую иголочку.

(Ответы детей: у ёлки есть ствол, ветки покрыты иголками, их называют еловыми лапами. Иголок много, они маленькие, зелёные, колючие. Елка похожа на пирамиду)

В: Катится Колобок по зимнему лесу, а навстречу ему Зайчик.
Выходит ребёнок в костюме Зайчика.

Колобок:
Здравствуй, Зайчик.
Зайчик:
Здравствуй, Колобок.
Колобок:
Какой ты красивый, весь беленький.
Зайчик:
Летом мы зайцы серые, а зимой белые, как снег. Бегаем по лесу, грызём ветки.

В: Да, хочется Зайчику травку поесть и морковку, но зимой их нет. Ребята, а зачем зайчику зимой белая шубка? (Ответы детей).

В: Зайчик, тебе, наверно, холодно? Хочешь поиграть с ребятами?

Игра «Зайка беленький сидит».
Зайка беленький сидит
И ушами шевелит:
Вот так, вот так! – ручки на макушки, шевелят ими.
И ушами шевелят.
Зайке холодно сидеть, - обхватывают себя руками.
Надо лапочки погреть,
Вот так, вот так! – потереть ручки.
Надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать:
Вот так, вот так! – дети прыгают около стульчиков.
Надо зайке поскакать.
Кто- то зайку напугал.
Зайка прыг – и убежал.

В: Спасибо, Зайчик, что поиграл с нами. До свидания! А наш Колобок покатился дальше. Навстречу ему серый Волк. Бродит он по лесу голодный, аж зубы стучат, и хвост вниз опустился. (Выходит ребёнок в костюме волка).

Колобок:
Здравствуй, Волк.

Волк:
Здравствуй, Колобок. Ты Зайца не видел? Я с утра ничего не ел.

Колобок:
Был Зайчик, да убежал.

В: А какого Зайчика мы видели? (Ответы детей- беленького)

Волк:
Точно был. Ну, я побежал его догонять. До свидания.

В: А Колобок покатился дальше по лесу.

Колобок:
Ой, что это такое белое, большое?

В: Ребята, вспомните, кого Колобок в сказке должен встретить? (Ответы детей).

В: Правильно, медведя. Вот под этим сугробом спит медведь. Летом он наелся сладких ягод и мёда. А зимой спит в своей берлоге. Тихо, не разбудите медведя. Пусть спит до тёплых дней.
Покатился колобок дальше. А навстречу ему Лисичка – рыжая сестричка. (Выходит ребенок в костюме лисы).

Колобок:
Здравствуй, Лиса.

Лиса:
Здравствуй, Колобок. А куда ты катишься, такой вкусненький, румяненький? Так и хочется тебя съесть.

В: Ой, а у Лисички смотрите глаза хитрые, задумала она Колобка съесть. Лисичка, мы не дадим тебе съесть Колобка.

Лиса:
Ладно, ладно, не буду есть Колобка.

В: Ребята, а давайте Лисичке другого Колобка подарим? (Ответы детей – да).

В: Подойдите к столу. Мы с вами уже делали снеговика, снегопад, а сейчас сделаем Колобка. Колобка мы положим на поднос.

(Дети рвут бумажные салфетки на поднос на маленькие кусочки. Воспитатель делает из них Колобка).

В: Приклеим Колобку глазки, носик, ротик. Вот какой румяный, весёлый Колобок у нас получился. Тебе нравится, Лисичка? Бери подарок и беги в лес. А мы с ребятами покружимся и вернёмся в группу. (Дети кружатся около стульчиков).

В: Вот мы и вернулись из сказки. А теперь, ребята, вспомним, о чем мы сегодня говорили на занятии и где мы путешествовали? (Ответы детей).

В: Как называется наш лес? (Ответы детей – хвойный, тайга).

В: Перечислите животных, птиц и насекомых, которые живут в нашем лесу? (Ответы детей).

В: Почему люди считаются гостями леса? (Ответы детей).

В: Как надо вести себя в лесу? Расскажите правила поведения в лесу. (Ответы детей).

В: Ребята, вспомните, как называется книгу, в которую заносят исчезающих животных, растения. (Ответы детей – Красная книга).

В: Молодцы, ребята, хорошо занимались. Наше занятие окончено. А лисичка, оставила нам подарок – фрукты. Не зря есть пословица: делай добро, и оно к тебе вернётся. Мы подарили Лисичке Колобок, а она нам – фрукты. (Детям раздаются фрукты).

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ЛЕСУ:
  • Если вы оказались в лесу или на лугу, старайтесь не вытаптывать траву. Ведь хрупкие стебельки трав под ногами человека ломаются. Почва уплотняется. В ней становится мало воды и воздуха, необходимых растениям, поэтому старайтесь ходить только по тропинкам;
  • Не рвите полевые цветы, не собирайте их в букеты. Букеты можно составить только из садовых цветов, которые для этого специально выращивают;
  • Не ломайте ветки деревьев и кустарников. Дерево или куст может заболеть и погибнуть;
  • Не ловите насекомых –опылителей и насекомых хищников (например, божьих коровок), ведь они опыляют растения и уничтожают тлю и других вредителей.
  • Не разоряйте муравейники;
  • Оберегайте птиц, не заглядывайте в их гнезда, не трогайте яички. Весной и в начале лета не берите в лес собаку, не шумите в лесу – ведь там подрастают птенцы. Не подходите близко к гнездам птиц. По вашим следам хищники могут отыскать и разорить гнёзда. Птицы – друзья растений, они спасают их от насекомых – вредителей. Не прикасайтесь к гнезду, иначе птицы – родители могут его покинуть. Не ловите и не уносите домой здоровых птенцов;
  • Не шумите, чтобы не побеспокоить зверей и их детёнышей;
  • Если вы нашли нору крота, барсука или другого животного, не подходите к ней близко, не пугайте лесных обитателей;
  • Не разводите в лесу костры;
  • Перед тем как собирать в лесу лекарственные растения, узнайте, нет ли среди них растений, которые занесены в Красную книгу;
  • После привала уберите за собой весь мусор, не оставляйте его в лесу или на лугу;
  • Лес – это дом многих животных. Относитесь к чужому дому уважительно .

Комментариев нет:

Отправить комментарий