среда, 4 мая 2016 г.

Образовательный проект «Детям войны посвящается…»

АвторыЧасовская Ирина Владимировна, 
Ковалёва Марина Валентиновна, Гладина Ирина Владимировна 
Республика Коми, МАДОУ «Детский сад №83 общеразвивающего вида»  
г. Сыктывкар


Идея: В преддверии празднования Дня победы познакомить детей с героическим прошлым нашей страны. Заложить нравственно-патриотические начала через ознакомление с событиями Великой Отечественной войны. Дело нашей чести не обойти теплом и вниманием ветеранов, а также проявить внимание  к людям, которые были детьми в период войны. Им тоже есть, что рассказать и чем поделиться с детьми.

Тип проекта: Информационно-творческий, групповой, краткосрочный.
Актуальность:
Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного, целенаправленного воспитательного процесса. В связи с этим проблема нравственно–патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных.
В результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.
Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили, берегли и защищали ее наши отцы и деды.
Проект рекомендуется проводить в преддверии  и подготовки к праздничному мероприятию, посвященному дню Победы с детьми старшего дошкольного возраста. Он может быть использован педагогами дошкольных образовательных учреждений при знакомстве дошкольников с событиями ВОВ, а также  с непосредственными участниками тех героических дней -детьми войны.
Таким образом, было принято решение разработать и реализовать проект «Детям  Войны посвящается…»
Цель проекта: создание условий для обогащения детей знаниями о ВОВ, воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину.
Задачи проекта:
1.     Познакомить с историей Великой Отечественной войны, полной примеров величайшего героизма и мужества как взрослых так и детей в борьбе за свободу Родины;
2.     Подвести к восприятию художественных произведений о войне;
3.     Уточнить знания о празднике Дне Победы, объяснить, почему он так назван и кого поздравляют в этот день.
4.     Дать детям представление о том, что народ помнит и чтит память героев в Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.: в честь героев слагают стихи и песни, воздвигают памятники.
5.     Познакомить детей с боевыми наградами, которыми награждали воинов во время Великой Отечественной войны.
6.     Организовать сотрудничество с родителями, оказывать поддержку и содействие семьям в воспитании у дошкольников патриотических чувств.
7.     Формировать убеждение о недопустимости повторения войны.
Участники проекта: воспитатели старшей и подготовительной групп, руководитель по изобразительному искусству, музыкальный работник, родители воспитанников,  дети.
Целевая группа проекта: Проект адресован старшим дошкольникам.
Продолжительность проекта: Краткосрочный.
Сроки реализации проекта: апрель-май
Основные формы реализации проекта: Экскурсии, беседы, организация ООД, выставки книг и детских работ,  консультации для родителей, посещение тематической экспозиции посвященной ВОВ в краеведческом музее.
Предполагаемый результат проекта:
1.     Дети проявят интерес и уважение к истории России.
2.     У детей обогатятся  знания о Великой Отечественной войне.
3.     Дети  с уважением отнесутся к участникам войны, детям войны, труженикам тыла;  а так же поймут  важность праздника – Дня Победы в жизни российского человека.
4.     Оформление  выставок   детского творчества ко Дню Победы.
5.     Привлечение  к совместной работе родителей
6.     Изготовление пригласительных билетов, подарков, открыток для ветеранов.
Организация деятельности над проектом.



1. Деятельность педагогов.
• Подготовка методических и дидактических материалов.
• Проведение тематических занятий и организация выставок.
• Чтение художественной литературы, «Малютка» М. Джалиль, «Какой род войск сражается? », «О блокадном Ленинграде Дневник Тани Савичевой», «О мальчике Тишке и отряде немцев» С. П. Алексеев и др. Заучивание стихов к празднику.
• Индивидуальные и коллективные беседы о Великой Отечественной войне.
• Слушание песен военно-патриотической тематики.
• Тематическое содержание книжного уголка.
• Подбор открыток, иллюстраций, фотографий для оформления альбомов «ВОВ».
• Рассматривание открыток, иллюстраций с изображением родов войск, памятников воинам, обелисков.
• Прослушивание музыкальных произведений: марши - Д. Кабалевский "Марш" (детский), П. Чайковский "Марш деревянных солдатиков", Г. Свиридов "Военный марш", В. Агапкин "Прощание славянки", «Катюша», Б.Окуджавы «Батальон», Д. Тухманова «День победы», Филиппенко А.Д. « Вечный огонь»
2. Деятельность детей.
• Участие в конкурсах, беседах, экскурсиях, празднике.
• Самостоятельная художественная деятельность, изготовление поделок в подарок ветеранам, выставка рисунков детей.
• Заучивание пословиц и поговорок о чести, долге, солдатской службе, дружбе и товариществе, предложенных педагогами; рисование понравившихся сюжетов на военную тему по прочитанным произведениям.
•  Сюжетно-ролевые  игры -  «Пограничники», «Моряки», «Разведчики».
3. Деятельность родителей.
• Участие во всех мероприятиях, организуемых в группе и в детском саду.
• Рисование с детьми сюжетов на военную тему.
• Подборка исторического материала (фотографий, писем) о своих родственниках, принимавших участие в исторических боевых традициях.

Предметно-развивающая среда:
Оформление мини-музея на основе предоставленных материалов.
Дидактические игры с патриотическим содержанием.
Подборка наглядно-дидактического материала на тему:  «Великая Отечественная Война»  и « Дети-герои ВОВ»
Подборка художественной литературы – рассказов, стихов, пословиц и поговорок о войне, празднике 9 мая.
Подборка песен на военную тематику.
Подготовка атрибутов  для сюжетно-ролевых игр на военную тематику.
План работы:
1 этап. Подготовительный (апрель)
- определение темы проекта.
- формулирование целей и задач проекта.
- подбор необходимого материала.
2 этап. Основной (реализация проекта) (апрель-май)
НОД, экскурсии в музей и к памятникам боевой славы, беседы, анкетирование родителей, викторины, выставки рисунков, моделей военной техники, чтение художественной  литературы, разучивание стихотворений и песен, постановка танцев, просмотр презентаций и мультфильмов на военную тематику, дидактические и сюжетно-ролевые  игры, эстафеты.
3 этап Заключительный (май)
- проведение праздника, посвященного детям войны,
- презентация проекта для сотрудников  ДОО.
- оформление выставок детских работ на тему «Война глазами детей», поздравительные открытки ко Дню Победы», рисование на тему солдатских поговорок о войне, изготовление подарков для ветеранов.

Месяц
Виды детской деятельности
Работа с родителями
 1 ЭТАП. Подготовительный.
Апрель
Старшая группа


  1. Беседа «Что такое война и что такое мир?»
  2. Рассматривание картин и репродукций  о родах войск, фотографии показывающие будни армии.
  3. Чтение рассказа Я. Длуголенского «Что могут солдаты»
  4. Спортивные эстафеты: «Кто больше соберет колосков», «Перевяжи раненого», «Кто самый меткий», «Чей отряд быстрее посадит самолеты», «Парашюты», «Доставь патроны», «Салют».






Совместные поиски информации.
Сбор фотографий  из семейных архивов участников войны.

Подготовительная группа

  1. Выставка художественной  литературы по  теме ВОВ.
  2. Беседа с детьми «Что я знаю о войне?»
  3. Чтение рассказа: А. Кузнецова «Таежный подарок».
  4. Познавательная беседа «О Великой Отечественной войне»
  5. Просмотр презентации «Фотохроника военных дней »
  6. Спортивные эстафеты: «Кто больше соберет колосков», «Перевяжи раненного», «Кто самый меткий», «Чей отряд быстрее посадит самолеты», «Парашюты», «Доставь патроны», «Часовые ленинградских крыш», «Салют».
2 ЭТАП. Основной.

Старшая группа


  1. Беседа «Родина-мать зовет!»
  2. Чтение стих-я О. Высотской «Мой брат уехал на границу»
  3. Чтение рассказа А. Гайдара «Война и дети»
4.      Рисование «Военная техника».
5.      Речевое развитие «Мое отечество Россия», разучивание И. Исаковского «Родина», чтение худ. литературы.
  1. Разучивание пословиц и поговорок о Родине, ее защитниках, о героизме, смелости и храбрости героев-солдат,   солдатской дружбе и товариществе.
  2. Беседа о приближающейся дате и о Великой Отечественной войне. Рассматривание иллюстраций, картин с фрагментами военных событий.
  3. Аппликация «Открытка с тюльпанами»
9.      ООД «Музыка войны»
  1. Рассматривание тематического альбома с фотографиями «Вечная слава»
11.  Организация мини-музея «Спасибо деду – за Победу! »
  1. ООД «Труженики тыла», «Дети-герои ВОВ»







Консультация: «Воспитание у детей чувства уважения к своей стране, гордости за Родину и народ через ознакомление с событиями Великой Отечественной войны»

Помощь в создание коллекции медалей и орденов.
Советы родителям, что и как рассказывать детям о войне.
Оформление тематической выставки в книжном уголке.
Конкурс   рисунков ко Дню Победы

Подготовительная группа

  1. Муз. развитие : Слушание песен о войне: «Священная война» сл. В. Лебедева-Кумача, «День Победы» Д. Тухманова, М. Блантера «Катюша», В. Алкина «Прощание славянки», «Смуглянка» Я. Шведова
  2. Чтение художественных произведений: Л. Кассиль «Памятник солдату», «Твои защитники»; С. Баруздин «Рассказы о войне»; «Малютка», «Орлович - Воронович», «Какой род войск сражается? » С. П. Алексеев, «О блокадном Ленинграде», «О мальчике Тишке и отряде немцев».
  3. Физкультурный досуг «Наша Армия сильна…» (с участием мальчиков  старшей и подготовительной групп)
  4. Беседа с детьми «Подвиг детей  на войне»
5.      Речевое развитие: пересказ рассказа Л. Кассиля «Сестра», разучивание стихотворения С. Маршака «Мальчик из села Поповки»
6.      НОД «Великая Отечественная война: лица победы, дети войны».
  1. Чтение из сборника рассказов «Дети — герои Великой Отечественной войны»;
8.      Рисование по сюжетам пословиц в технике «русский лубок».
  1. Чтение художественной литературы: У.Бражнина «Подвиг Володи Дубинина»
  2. Разучивание стихотворения по ролям С.  Кадашникова «Летела с фронта похоронка»
3 ЭТАП. Заключительный.

 Старшая группа


  1. Просмотр презентации «История песни «Алеша»
  2. Музыкальная деятельность  - Слушание песен о войне и Победе.
  3. Изготовление поздравительных открыток «С днем Победы»
  4. Музыкальный  праздник «Детям войны посвящается»

Вручение пригласительных  билетов на праздничный концерт «Детям войны посвящается…»
Помощь в создании клипа  « Всё  о той весне».
Приобретение живых цветов для ветеранов.

Подготовительная группа

  1. Рисование «По солдатским поговоркам о войне»,
  2. Изготовление подарков –сувениров «Гиацинт  в вазе» для ветеранов.
  3. Музыкальный  праздник «Детям войны посвящается»
Обеспечение:
Материально-техническое: презентации «Великая Отечественная Война»,                               «Дети-герои ВОВ», «История песни «Алёша», «Дети Войны», семейные фотографии военных лет, фотоальбом, магнитофон, ноутбук, мультимедийное оборудование.
Учебно-методическое:
1.     Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников [текст]: методические рекомендации/ Н.В. Алешина. – М.: ЦГЛ, 2005. – 205 с.
2.     Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. [текст]: пособие для педагогов дошкольных учреждений/ Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. – М.: издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008. - 112 с.
3.     Денисова Д. Великая Отечественная война в произведениях художников. Наглядно-дидактическое пособие. МОЗАИКА-СИНТЕЗ
4.     Кондрыкинская Л.А. Дошкольникам о защитниках Отечества [текст]: методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ/. Л.А.Кондрыкинская. – М.: ТЦ Сфера, 2006. - 192 с
5.     Нечаева В.Г., Макарова Т.А. Нравственное воспитание в детском саду [текст]: для педагогов дошкольных учреждений/ В.Г. Нечаева, Т.А. Макарова – М.: Просвещение, 1984. – 272 с.:
6.     kadashnikov.ru/news
7.     s-marshak.ru › Поэзия › Стихи о войне и мире
8.     stranakids.ru › ... › Стихи о Великой Отечественной Войне

9.     http://rus.rus4all.ru/language/20150313/725767513.html Картины советских художников о великой Отечественной Войне.

Комментариев нет:

Отправить комментарий