воскресенье, 17 мая 2015 г.

«Северные посиделки»




МБДОУ «Детский сад «Чебурашка» г.Вуктыл

Сценарий праздника «Северные посиделки» для воспитанников старшего дошкольного возраста (этно-культурный компонент).

Автормузыкальный руководитель Бондаренко Варвара Николаевна, старший воспитатель Трукшина Алена Николаевна




Коми кадриль (образец постановки)



Сценарий:




Цель: Развитие у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к коми народной культуре, обогащение знаний о народном фольклоре.

Задачи:
  1. Воспитывать любовь и уважение к коми народному творчеству, традициям и культуре родного края.
  2. Стимулировать положительную мотивацию к изучению произведений коми фольклора, развивать творческое мышление.
  3. Формировать у детей интерес к детскому коми фольклору, обогащение словарного запаса детей.


Коми Ань: Здравствуйте, люди добрые! Рады вас видеть у нас в гостях, в нашей горнице.

Ребенок 1:
Мы пришли, песни в дом принесли,

Ребенок 2:

Пляски задорные,
Хороводы народные,

Ребенок 3 :
Потешки, прибаутки
И весёлые шутки.

Ребенок 4:
Мы пришли скуку разогнать,

Ребенок 5:
Мы пришли повеселиться, поиграть.

Ребенок 6:
Вместе с вами хороводом песенки попеть, г
На забавы, на потехи посмотреть.

Внучка: Давно вас ждем, поджидаем! Праздник не начинаем!

Коми Ань: У нас для каждого найдется местечко, для каждого доброе словечко! Припасли забавушек на разный вкус.

Внучка: Кому - дело! Кому - песню!

Коми Ань: Кому сказку! Кому пляску!

Внучка: Кому - игру! А кому и пирог!

Коми Ань: Здесь для вас, для дорогих гостей, будет праздник радостный, по обычаю по-старинному посиделками называется.
Коми Ань, зовусь в народе.
С коми книжками дружу.
Сказки знаю и преданья,
И легенды и сказанья,
Погодите - расскажу...

Бескрайны просторы Коми, сурова природа. Нелегкой была жизнь наших предков. Охотники и оленеводы на месяцы уходили в леса и тундру. И в длинные, зимние вечера у костра рождались народные сказки, которые потом передавались из уст в уста. После трудового дня собирались люди в охотничью избушку. Сказочник начинал сказку. Есть сказочники и сейчас.
Вот у меня книга волшебная. Подарила мне ее девушка Марфа. Сказала: «Эта книга людей счастливыми делает...». Давайте посмотрим, что же это за книга... ( Достает книжку, листает) Книга сказок...

Ребенок 1:
Народные сказки,
Как мы их любим.

Ребенок 7:
Услышав раз в детстве,
Всю жизнь не забудем.

Внучка:
Бабушка, расскажи нам сказку.
Коми Ань:

Расскажу, конечно, расскажу. Садитесь по удобнее, да слушайте внимательно.

За полями, за горами
Песня запевается,
О любимом коми крае
Сказка начинается.




Фоном звучит музыка.
Коми Ань: Давным-давно в Парме жила добрая женщина. И был у нее сын. Звали его Фомой. Часто перед сном напевала мать любимому сыну ласковую колыбельную песню (песня продолжается).
Мать качает ребенка. Уходит (музыка затихает).
Фоном музыка - пение птиц в лесу.
Коми Ань:
Жил на свете добрый парень.
Звали все его Фома.
Работящий, не ленивый
Он рубил в лесу дрова.
Как-то раз он в лес пришел,
Сухое дерево нашел.

Фома:
Эй, топор, мой топор,
Служишь мне ты с давних пор,
Наруби скорее дров,
Чтоб теплее был мой кров.
(рубит дрова)

Коми Ань:
Вдруг случилось, что из леса
Вышла Ёма в этот час.
И от дерева сучек
Отлетел ей прямо в глаз.
Рассердилась злая ведьма.
Замахнулась на Фому.

Фома:
Эй, бабуся, осторожней.
Видишь, я дрова рублю.
Ёма (стучит зло метлой):
Не взмахнешь топором
Ты ни вверх, ни вниз.
Был прилежным ты
А теперь ленись.
Лежи на печи,
Обтирай калачи.

Ёма зло хохочет, уходит. Из-за дерева выглядывает лисичка, она все видела.

Фома (зевает, потягивается):
Что-то стало неохота
Мне рубить дрова.

Лиса: Постой!

Фома (зевает, потягивается, не слышит лису):
Ладно, брошу я работу
И пойду скорей домой.
Бросает топор, зевает, потягивается.
О-хо-хо-хо-хо-хо,
Сразу стало мне легко,
Дров с собой я не несу.
Хорошо гулять в лесу.
Уходит.
Лиса:
Как-то раз в капкан попала,
Думала, погибну я,
Но Фома помог. Он добрый.
Сразу выпустил меня.
Что же делать нам ребята,
Как же это пережить?

Ребенок:
Частушкой звонкой да веселой будем мы Фому будить.
Частушки.

Ребенок:
Частушки Фому не разбудила.
Танец коми мы начнем.
Застучим все каблучками.
Может быть, проснется он?
Танец .


Лиса:
И веселье - не помощник.
Что же делать нам, с Фомой?
За добро добром плачу (грозит пальцем).
Бабу Ему проучу.

Ёма:
Так... дровишки тут лежат.
Их Фома не взял назад.
Молодец я, правда, дети?

Дети: Нет!

Ёма:
Я люблю?
Топтать цветы (топчет),
Делать людям все плохое.
Рвать, бросать...
А что такое?

Лиса: Ну, а любишь ты загадки?

Ёма:
Если легкие отгадки.
То не прочь послушать.

Лиса:
Но есть условие одно:
Если ты не отгадаешь,
Колдовство с Лисы снимаешь.

Ёма:
Да ты что, Лиса, в уме?
Говоришь такое мне?

Лиса: Ну как хочешь. Я пошла.

Ёма: А загадки?

Лиса : Не беда. Я другим их расскажу.

Ёма:
Расскажи мне их. Прошу.
Я согласна быть тому.
Расколдую я Фому.

Лиса:
Расскажу тебе загадки.
Создал коми их народ.

Ёма: интересно: чья возьмет?

Лиса:
Тогда слушай:
Летом от него на речку бегу,
А зимой ищу его - найти не могу.
Что это?

Ёма: Не знаю.

Лиса: Что это, ребята?

Дети: Солнце!

Ёма: Ну, это простая загадка. Давай посложнее.

Лиса:
Кто по снегу, по траве
Носит лес на голове

Лиса: Кто это, ребята?

Дети: Олень!

Лиса:
Пестрая крякушка
Ловит лягушку (Утка)

Дети: Утка!

Ёма:
Все загадки отгадали. А вот вы знаете тайны узоров коми народа?
Лиса: какие такие тайны?

Ёма: А я сейчас покажу. Вот.

Лиса: Так бы и сказала орнаменты, а то тайны какие- то придумала. Конечно же, ребята их знают.

Ёма: А я сейчас проверю.

Дети называют элементы коми орнамента.
Ёма: Все тайны знают, загадки отгадали. Что ж мне теперь Фому расколдовывать?

Лиса: Обещала - выполняй!

Ёма: Что же делать мне? Аи-аи (хватается за голову)!

Лиса: Баба Ёма, и не стыдно?

Ёма:
Эй. Фома, эй, Лентяй!
Быть ленивым ты кончай.
Берись за топор
И ступай снова в бор.

Фома (веселый):
Вот и лес, а вот и сучья,
Их оставил я на случай,
А теперь их подберу.
Печку дома натоплю.

Внучка: Бабушка, спасибо тебе за добрую сказку.

Ребенок: Девчата, а давайте порадуем хозяйку и станцуем веселый танец.

Ребенок: А чего ж не станцевать, станцуем.





Коми кадриль.
Внучка:
Только труд, а не лень
В жизни пригодиться.
Если хочешь быть примером
Надобно трудиться.

Ребенок:
Труд нам в радость,
Песня, смех
Пусть звучат всегда для всех!
Песня «Шанежки»
Коми Ань: Ни одни посиделки, ни один праздник не обходился у коми народа без угощения, вот и мы с моей внученькой хотим угостить вас самыми настоящими коми шаньгами, с пылу, с жару, помогай, внученька, угощай гостей дорогих! Угощайтесь гости дорогие!

Коми Ань с внучкой: достают из печи шаньги, подают детям и гостям
Коми Ань: Вот и закончились наши посиделки. Мы говорим вам до свидания, мир тому, кто в этом дому. До новых встреч, до новых праздников!

Выступление ансамбля  Асъя Кыа:

Комментариев нет:

Отправить комментарий