Авторы: Дуплищева Надежда Владимировна,
Республика Коми, МАДОУ «Детский сад № 25 общеразвивающего вида», г.Печора
Эссе-рассуждение «Добро и зло…»
Республика Коми, МАДОУ «Детский сад № 25 общеразвивающего вида», г.Печора
Эссе-рассуждение «Добро и зло…»
Начну
с разговора, свидетелем которого стала совсем недавно. Беседовали две подруги.
Одна говорит: «К нам в класс перевели трудного ребёнка. Учится плохо. С детьми
дерётся. Друзей у него нет. Да и семья неблагополучная, родители частенько
злоупотребляют алкоголем. Ну что из него может вырасти? Нам такой в классе не
нужен. Все дети от него плачут! А когда делали общую фотографию класса,
учительница наша даже не стала его приглашать, сказала, что он – явление
временное и только испортит фото». Вторая подруга сочувственно покачала
головой…
А мне стало страшно от этой истории.
«Временное явление». И это слова педагога… И тут же я вспомнила другую историю,
рассказанную как-то при случае тоже
педагогом. Назовём её Натальей Васильевной. Когда она начинала свою педагогическую
деятельность, к ней в класс тоже попал вот такой «трудный» ребёнок. Наталья
Васильевна не посчитала его временным явлением в жизни класса, всячески
пыталась идти с ним на контакт, смягчить его. Приглашала к себе в гости, поила
чаем с вареньем, разговаривала с ним обо всём. И маленький мальчик, по словам Натальи Васильевны, стал
её большим другом. Сейчас он уже вырос, сделал успешную карьеру, у него своя
семья, свои дети, но до сих пор они дружат, созваниваются, обсуждают какие-то
вопросы…
Две
абсолютно разные и так похожие истории заставляют задуматься.
…Надо
всегда помнить, что дети не рождаются добрыми или злыми, общительными или
замкнутыми, трудолюбивыми или ленивыми. Дети не рождаются капризными и
упрямыми, вредными и драчливыми, это даже не возрастные их особенности. Все это
нельзя оправдать и характером, так как характер не является врождённым, а
формируется на протяжении нашей жизни. Человека делает среда, в которой он
растёт, воспитывается. И поэтому так важно в жизни каждого ребёнка вовремя
сказанное доброе слово, слово поддержки. Всё это способствует развитию у детей
чувства собственного достоинства. Как важно одобрение, высказанное в таких
простых словах «ты стал большой»! Большой – значит всё умею, всё могу. Большой
– значит, помогаю малышам и старшим. Большой –значит сильный и защищаю слабых.
Большой – значит пример для других. А чувство собственного достоинства – это
уважение себя и уважение других.
Главное право ребёнка, по моему мнению, это право на
жизнь, на понимание, на любовь, на заботу. Ведь ещё с пелёнок родители учат,
что хорошо, а что плохо, рассказывают сказки, где есть добро и зло, учат нас
правильным и неправильным поступкам. А потом? Дети вырастают и понимают, что
жизнь – это не сказка, а люди не делятся на плохих и хороших героев. Поэтому
важно ещё в детстве научить ребёнка думать,
прежде чем действовать, оценивать поступки с точки зрения нравственных
ценностей человека. И тогда вместе с правами ребёнок адекватно воспримет свои
обязанности: слушаться родителей, принимать их заботу и воспитание; соблюдать
правила поведения в обществе и дома, а наряду с ними появится и ответственность
перед родителями, воспитателями, педагогами, перед своей совестью. И поэтому
нам взрослым так важно помнить, что всё самое важное закладывается в раннем
детстве, и именно здесь важно не ошибиться с добрым вовремя сказанным словом,
которое как маленькое семечко в будущем даст богатые всходы.
Комментариев нет:
Отправить комментарий