МАДОУ «Детский сад № 107 общеразвивающего вида» г. Сыктывкар
Автор: педагог дополнительного образования Якимова Ирина Владимировна
ПРОЕКТ «МЫ – АКТЁРЫ»
Актуальность темы:
В современном обществе, в век информатики, резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. Все педагогические установки направлены в
первую очередь на развитие мышления. Актуальной проблемой в наше время стало то, что эмоционально-духовная сущность ребёнка переходит во вторичную
ценность.Информатика принесла множество инновационных решений для развития и воспитания ребёнка. Ребенок, приобретая знания, умения, познавая мир, познает его вне себя, внутренний мир ребенка остается закрытым для него. Дети быстрее решают логические задачи, но, к сожалению, значительно реже восхищаются, удивляются и сопереживают, всё чаще они проявляют равнодушие и чёрствость. Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети очень мало общаются со взрослыми, сверстниками, а ведь именно общение обогащает чувственную сферу.
Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, творчество. Всё это может дать ребёнку театр. Преодолевая пространство и время, сочетая возможности нескольких видов искусств – музыки, живописи, танца, литературы и актерской игры, театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка. Занятия сценическим искусством не только вводят детей в мир прекрасного, но и развивают сферу чувств, будят соучастие, сострадание, развивают способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним.
Занимаясь театральной деятельностью, ребенок естественным образом использует все ресурсы своего организма (физиологические, эмоциональные, психические, интеллектуальные), реализуя себя наиболее полно и получая от этого наслаждение. Именно этот навык «включения» в нужный момент различных струн своего инструмента, то есть самого себя, и является залогом успешного развития юного существа.
Цель – подготовка детей к участию в городском фестивале творческих коллективов «Театральная весна – 2015», развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.
Задачи:
1. Развивать у детей интерес к театрально-игровой деятельности, приобщать к театральной культуре, обогащать их театральный опыт, привлекать родителей к активному участию в реализации проекта;
2. Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, исполнительские умения; закреплять умения сценического перевоплощения в продуктивной деятельности, а именно – в театрализованной постановке;
3. Обучать детей пониманию эмоциональных состояний своих и окружающих людей, совершенствовать опыт внешнего оформления эмоций, побуждать к передаче тонких оттенков настроений, демонстрируя разнообразие компонентов эмоциональной экспрессии: мимических, пантомимических, жестикуляционных, речевых;
4. Воспитывать положительное отношение к детским поэтическим произведениям, любовь и уважение к родной литературе, русскому языку;
5. Воспитывать уверенность в себе, положительную самооценку, умение преодолевать комплексы, стимулировать проявление индивидуально-неповторимого стиля игрового поведения, самобытности эмоционального реагирования.
Ожидаемые результаты:
Краткосрочные результаты:
· успешное выступление на городском фестивале «Театральная весна»;
· возрастание интереса к театру, произведениям литературы у детей и родителей;
· закрепление основных навыков актёрского мастерства:умения принимать на себя роль и действовать в соответствии со сценарием, строить монолог, диалог от имени своего героя, умения чувствовать сцену , согласовывать свои действия с другими детьми.
Долгосрочные результаты:
· обогащение эмоционально-чувственной сферы детей, способности демонстрировать свои эмоции и распознавать эмоциональное состояние другого человека по мимике, жестам, интонации;
· развитие интонационно-выразительной и эмоционально окрашенной стороны речи детей;
· развитие уверенности в себе;
· повышение уровня коммуникативных навыков, внимательного отношения к окружающим сверстникам и взрослым.
Тип проекта:
- творческий;
- групповой;
- долгосрочный (5 месяцев).
Участники проекта:
- дети подготовительной к школе группы;
- педагог дополнительного образования по театрализованной деятельности;
- воспитатели;
- родители.
Подготовительный этап.
- разработка плана работы по реализации проекта для всех участников (приложение №14), постановка цели и задач,
- подбор дидактического материала, литературы;
- Воспитатели:
- чтение его произведений, прослушивание аудиозаписей, обсуждение, рисование полюбившихся героев;
- создание в группе выставки книг с произведениями Б.В.Заходера;
- проведение викторины по произведениям Б.В.Заходера (приложение №1,2).
- Педагог дополнительного образования:
- аудиоэнциклопедия «Знакомство с театром» - познавательная программа для детей;
- просмотр спектаклей в своем детском саду (театр «В гостях у сказки» в составе творческой группы детского сада и другие театры);
- драматизация стихотворений Б.В.Заходера на занятиях по театрализованной деятельности («Кискино горе», «О чём они поют?», «Никто» и др.);
- составление литературно-музыкальной композиции по произведениям Б.В.Заходера для участия в городском фестивале «Театральная весна – 2015», подбор музыкального сопровождения (приложение №4);
- разработка эскизов костюмов, атрибутов, декораций.
- Родители:
- знакомство родителей с проектом, его целью и задачами, информирование родителей детей-участников о фестивале творческих коллективов «Театральная весна», индивидуальные беседы.
Основной этап.
- Педагог дополнительного образования:
- создание необходимых атрибутов и декораций для постановки;
Постановочная работа с детьми – участниками:
- ознакомление детей с текстом, беседа о замысле постановки, словарная работа, распределение ролей;
- этюды и игры на выразительность жеста, на выражение основных эмоций, черт характера (приложение №6);
- дидактические игры на развитие эмоционального мира (приложение №7);
- поиск образа (определение характера героя, манеры двигаться, говорить);
- работа над освоением текста (диалоги, монологи), интонационной выразительностью речи;
- постановка танцев;
- репетиция отдельных эпизодов с элементами декораций, с музыкальным оформлением;
- репетиция всей композиции целиком с костюмами, всем необходимым реквизитом;
- анонсирование представления для показа детям и родителям (афиша), для выступления на фестивале «Театральная весна» - программка (приложение №8);
- показ театральной композиции детям детского сада – совместная театрализованная деятельность (на весенних каникулах).
- Родители
- показ родителям театральной композиции «Приятное дело – озорничать!», написание отзывов в тетради «Наши спектакли» (приложение №9).
Заключительный этап.
- участие детей в городском фестивале творческих коллективов «Театральная весна – 2015» (родители – сопровождение, настрой и поддержка);
- обсуждение выступления с детьми – участниками;
- поощрение, поддержка детей за творческую активность (благодарность) – приложение №10;
- организация фотовыставки сцен композиции в фойе детского сада на стенде «Мир, где мечты сбываются!»;
- оформление альбома с фотографиями выступлений детей (приложение №11);
- показ композиции слушателям КРИРО и ПК;
- выступление на отчётном концерте по окончании учебного года.
Результат работы:
Результатом нашего выступления в городском фестивале творческих коллективов «Театральная весна – 2015» стала победа в номинации «Оригинальная постановка»
(приложение №12).
Кроме этого, видео нашего выступления я отправила на Всероссийский конкурс "Детства волшебное царство" ( официальный сайт заочного консультативно-психологического центра «Талант с колыбели"). Результат – 2 место в номинации «Выразительное чтение и актёрское мастерство» - приложение №13.
Можно с полной уверенностью сказать о том, что ребята-участники фестиваля «Театральная весна» овладели навыками публичных выступлений. Дети эмоциональны, раскрепощены, проявляют инициативу, выразительны в движениях, у них сформированы умения передавать характер персонажей, импровизировать. Они проявляют большое желание участвовать в постановке.
Интерес к театрально-игровой деятельности устойчиво развит и у тех ребят этой подготовительной группы, которые композицию увидели только в роли зрителей. Об этом говорит их заинтересованность постановкой, их сопереживание, эмоциональный отклик, их блеск в глазах, их слова благодарности по окончании просмотра. А как по-взрослому юные зрители оценили игру ребят, сказали, что выступали они, как настоящие артисты!
Возросло желание родителей заниматься театрализованной деятельностью с детьми, ведь они сами – активные участники работы над постановкой.
Я убедилась в правильности решения составить театральную композиции из произведений Б.В.Заходера. Ведь его стихи полны тонкого юмора и житейской мудрости. Они нравятся и детям, и взрослым. Уверена, знакомство с этим удивительным поэтом оставило свой след в детских душах.
Таким образом, можно сказать, что театр учит нас видеть прекрасное в жизни и людях, заставляет сердце биться сильнее, стремиться к прекрасному и доброму. Театрализованная деятельность обогащает эмоциональную сферу ребёнка, развивает его творческие способности. Театральная постановка позволяет углубить и укрепить представления развивающейся личности о мире и о себе. Она является кульминацией проделанной детьми, педагогами и родителями работы. Это, вероятно, одна из самых замечательных возможностей остановить прекрасные мгновения жизни.
Именно театральная игра помогает раскрыть заветную дверь в мир детства и отыскать ключик во внутренний мир каждого ребенка. Причем уловить счастливые моменты радости могут все: родители, наблюдающие за игрой своих детей на сцене, педагоги, знающие цену труда и сценического успеха, и воспитанники, игра которых помогает созидать большие личности маленьких исполнителей.
А это того стоит!
ПРИЛОЖЕНИЯ.
очень интересная работа
ОтветитьУдалитьнасыщенная работа, браво руководителю!!!
ОтветитьУдалить