МБДОУ «Детский сад «Солнышко» г. Вуктыл
Автор - составитель: воспитатель Парамонова Анна Владимировна
Что ты делаешь другим, ты делаешь и себе самому»
Эрих Фромм
«…Самая суть чисто человеческого здоровья – это когда его неудержимо тянет сказать что-то хорошее другому человеку,
как будто это даже закон: раз мне-то должно быть и всем хорошо!»
М.М.Пришвин
«Ах, как нам добрые слова нужны!
Не раз мы в этом убеждались с вами.
А может не слова — дела важны?
Дела — делами, а слова — словами...
Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час,
Когда они другим необходимы»
Не раз мы в этом убеждались с вами.
А может не слова — дела важны?
Дела — делами, а слова — словами...
Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час,
Когда они другим необходимы»
Марк Лисянский
Задачи духовно – нравственного воспитания, социально-личностного развития детей, формирования таких нравственных качеств личности, как доброта, сострадание, взаимопомощь, умение общаться становятся все более важными для нашего общества. Основа гуманного отношения к людям - способность к сопереживанию, к сочувствию - проявляется в самых разных жизненных ситуациях. Человеческая доброта, умение радоваться и сопереживать, умение общаться с людьми создает основу человеческого счастья и духовного здоровья. Поэтому у детей с дошкольного возраста нужно формировать не только коммуникативные навыки и представления о должном нравственном поведении, а прежде всего нравственные чувства.
Совершенствование процесса социально-нравственного воспитания детей – важная задача дошкольной педагогики на современном этапе развития нашего общества. Духовность нельзя воспитать извне, она может быть развита только изнутри. Нравственность является условием для развития духовности, и забота о нравственном здоровье – одна из важнейших педагогических задач. Школу воспитания добрых чувств человек должен пройти в детстве. Воспитывать в ребенке доброту и чуткость нужно с такой же, если не с большей, настойчивостью и последовательностью, как и силу воли. И самое главное – воспитать доброту можно только добром и через посильное участие детей в различных видах деятельности, в которых ребёнок мог бы проявить заботу об окружающих, доброе отношение к взрослым и сверстникам, к природе. Какими вырастут наши дети, какой выберут путь – это зависит только от нас, взрослых.
Образовательные области:
Ведущая образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие».
Интеграция с образовательными областями: «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие».
Тип проекта :
по характеру содержания : практико – ориентированный
по характеру участия ребёнка в проекте : участник от зарождения до получения результатов
по характеру контактов : в контакте с семьями воспитанников
по продолжительности : среднесрочный
по количеству участников : групповой (одна возрастная группа)
Участники проекта: дети, педагоги, родители, сотрудники городской станции юннатов, детской библиотеки.
Цель проекта: Формирование у детей доброжелательного поведения, развитие коммуникативных навыков, эмоциональной отзывчивости; создание условий для благоприятной социальной ситуации развития.
Задачи проекта:
1. Закрепить и обобщить представления детей о доброте, добрых делах; формировать понимание, что вежливые, добрые слова помогают людям в общении.
2. Способствовать воспитанию доброжелательного отношения к окружающему миру: к сверстникам и взрослым, к животным и растениям.
3. Развивать умение детей видеть в людях хорошее, доброе (на основе сказочных сюжетов).
4. Способствовать дальнейшему развитию коммуникативных навыков, творческих способностей детей.
Продукт проекта:
Сборник детских сочинений (рассказов и сказок-миниатюр) «Мои первые добрые рас-сказки» с иллюстрациями авторов (детей).
Ожидаемый результат:
- Формирование представлений детей о том, что такое добро, доброта, добрые поступки;
- Проявление доброжелательного отношения друг к другу, к животному, растительному миру;
- Расширение словарного запаса и развитие речевого и изобразительного творчества: умения составлять небольшие рассказы (сказки) по картинкам, из опыта и по вымыслу, рисовать иллюстрации к своему рассказу (сказке)
I. Подготовительный этап
Разработка (моделирование) проекта
Задачи:
1. Сформулировать проблему проекта;
2. Довести до участников проекта важность данной проблемы;
3. Создать интерес к проекту, мотивацию к дальнейшей деятельности;
4.Спроектировать пути решения проблемы (составить план мероприятий);
5. Подобрать иллюстрированный, игровой, дидактический материал, художественную литературу для детей.
II. Практический (реализационный) этап
(организация детской деятельности, направленной на достижение целей и задач проекта)
III . Заключительный этап (итоговый, рефлексия)
Задачи:
1. Создать условия для объединения деятельности детей и взрослых в один общий результат – продукт проекта.
2. Проанализировать эффективность, результативность деятельности, развитие личностных качеств воспитанников.
Перспективные задачи:
1. Продолжать формировать личностные качества: доброжелательность, эмоциональную отзывчивость в общении со сверстниками и взрослыми.
2. Способствовать дальнейшему развитию речи, общения и творчества детей.
Перспективное планирование на период проживания темы
Образовательная область,
интеграция ОО/
Вид деятельности детей
|
Совместная
образовательная деятельность (воспитателя,
специалиста)
с детьми
|
Организация развивающей
предметно-пространственной среды для самостоятельной деятельности детей
|
Взаимодействие
с родителями
и другими социальными партнерами
|
1 | 2 | 3 | 4 |
Социально-коммуникативное развитие;
Речевое развитие (коммуникатив-ная деятельность) |
1. Беседа на тему: ««Что такое доброта».
Цель: выявление и расширение представлений о доброте; формировние стремления совершать добрые поступки; развитие речевого общения. |
Внести иллюстрации
с изображением добрых поступков |
Сотрудничество
с родителями в подборе иллюстративного материала по теме |
2. Ситуативные разговоры о добрых поступках детей группы.
Цель: сакцентировать внимание детей на добрых поступках их сверстников, поддержать добрые поступки детей, развивать желание детей совершать добрые поступки. |
|||
Социально-коммуникативное развитие;
Речевое развитие; (коммуникатив-ная деятельность) |
Составление описательных рассказов по картинкам
на тему «Доброта» |
Внести новый
иллюстративныйматериал по теме: «Уроки доброты» (из серии «Беседы по картинкам») |
Взаимодействие
с родителями по закреплению умения составлять небольшие сюжетные рассказы по картинкам |
Беседа на тему: «Добросердечие»
Цель: закрепление знаний о доброте |
Подобрать
настольно-печатные игры с иллюстрациями по теме |
Оформление папки-передвижки для родителей на тему «Уроки доброты» | |
Социально-коммуникативное развитие;
Художественно-эстетическое развитие (музыкальная деятельность) |
Прослушивание песен:
«Дорогою добра», «Если добрый ты», «Дуэт доброго моряка». Разучивание песни-танца «Добрый жук» |
Внести
фонограммы песен (диск с записью песен из мультфильмов по данной тематике), детский микрофон, музыкальные инструменты, костюмы для танца |
Сотрудничество
с музыкальным руководителем |
Социально-коммуникативное развитие;
Познавательное развитие (коммуникатив-ная деятельность, элементарный бытовой труд) |
Экскурсия на станцию юннатов.
Цель: приобщение детей к оказанию посильной помощи животным (кормление животных, полив цветов) |
Развивающая среда станции юннатов;
корм для животных, лейки |
Сотрудничество
с родителями по сбору корма для животных; взаимодействие с сотрудниками станции юннатов (организация экскурсии) |
Социально-коммуникативное развитие
(элементарный бытовой труд) |
Помощь в отчистке снега на прогулочном участке;
мытье игрушек в группе |
Подготовить лопатки, тряпочки, тазик с водой | Сотрудничество с обслуживающим персоналом ДОО |
Речевое развитие.
(восприятие художественной литературы) |
Чтение сказки
В.Катаева «Цветик – семицветик» |
Внести в центр книги группы
книги: « Цветик –семицветик» В. Катаева, «Кто самый добрый» Эммы Мошковской; сборник стихотворений А. Барто. Выставка книг о доброте и добрых поступках в групповом центре книги. |
Взаимодействие
с родителями: закрепление сказок с детьми, просмотр мультфильма по сказке «Цветик-семицветик», Повторное чтение стихотворения А.Барто «Вовка-добрая душа» и беседа с ребёнком о доброте. Сотрудничество с родителями, детской библиотекой по организации выставки книг о доброте и добрых поступках |
Чтение сказки
Э. Мошковской «Кто самый добрый» |
|||
Чтение стихотворения
А.Барто «Вовка-добрая душа»; Чтение стихотворения «Ах, как нам добрые слова нужны!» (М.Лисянский) |
|||
Социально-коммуникативное развитие;
Художественно- эстетическое развитие (изобразительная деятельность) |
Объёмная аппликация
на тему: «Волшебный цветок доброты» (изготовление подарков сотрудникам ДОО) |
Внести в центр художественного творчества
иллюстрации, вариативные образцы с изображением цветка (георгина); подготовить заготовки, клей, ножницы, цветную бумагу |
Взаимодействие с сотрудниками ДОО: (дети дарят изготовленные
«волшебные цветы доброты» сотрудникам, сотрудники благодарят детей добрыми словами |
Социально-коммуникативное развитие;
Художественно- эстетическое развитие; Речевое развитие (изобразительная деятельность; коммуникативная деятельность) |
Рисование
«Дерево доброты» и беседа о семейных деревьях доброты |
Внести иллюстрации
с изображением семейных деревьев; подготовить листы, карандаши |
Сотрудничество
с родителями в изготовлении семейных деревьев добрых дел, поиске и распечатке раскрасок на тему: «Добрые поступки» |
Закрашивание раскрасок на тему
« Добрые поступки» Цель: воспитание усидчивости, закрепление цветов |
Внести раскраски - иллюстрации на тему: «Добрые поступки», карандаши | ||
Социально-коммуникативное развитие
(игровая деятельность) |
Дидактическая игра: «Цветик – семицветик»
Цель: расширение представлений о полярных этических понятиях «добро – зло» |
Лепестки
для цветика -семицветика |
Сотрудничество
с педагогами в изготовлении дидактической игры |
Дидактическая игра-путешествие «Путешествие по маршруту добрых чувств, поступков, дел и отношений»
Цель: создание условий для формирования положительных нравственных качеств, умения общаться со сверстниками и взрослыми, понимания детьми того, что добрые чувства, поступки, отношения и дела вызывают уважение, дружбу, любовь. |
Внести
«Маршрутную карту» |
Сотрудничество с родителями в
проведении игры |
|
Социально-коммуникативное развитие;
Речевое развитие; (коммуникатив-ная деятельность) |
Дидактическая игра
«Добрые сказки»: Выбор детьми картинок и составление добрых рассказов, сказок по выбранным картинкам |
Подбор картинок для составления рассказав, сказок | Помощь родителей
в составлении рассказов с детьми для создания книги «Наши первые добрые рас-сказки |
Рассказ о художниках-иллюстраторах детских книг
( экскурсия в детскую библиотеку) |
Выставка в центре книги
иллюстраций и портретов известных художников-иллюстраторов детской книги |
Сотрудничество
с детской библиотекой в организации выставки художников-иллюстраторов детской книги |
|
Художественно- эстетическое развитие
(изобразительная деятельность) |
Рисование иллюстраций к рассказам и сказкам собственного сочинения | Подбор разнообразного
материала для изобразительной деятельности (по выбору детей) |
Оказание помощи родителями детям
(при необходимости!) в иллюстрировании детских сказок, рассказов |
для детей:
- освоение детьми «правил» доброжелательного общения со сверстниками и взрослыми;
- развитие нравственных качеств детей (проявление стремления совершать добрые дела, говорить добрые слова окружающим), эмоциональной отзывчивости;
- совершенствование коммуникативных навыков, развитие речи и творческих способностей детей;
- развитие интереса к детской литературе: знакомство с новыми художественными произведениями, с произведениями художников-иллюстраторов;
- повышение социального статуса, проявление удовлетворённости продуктом и результатом своей деятельности (при создании и рассматривании сборника произведений детей)
для ДОО:
- расширилось и укрепилось сотрудничество с родителями, социумом (детской библиотекой, станцией юннатов)
- пополнено дидактическое обеспечение образовательной деятельности по теме: сделана подборка игр-упражнений по теме «Уроки доброты»; пополнена развивающая среда группы: наглядный материал о доброте
Перспективы развития проекта:
1. Отражение темы: «Ах, как нам добрые слова нужны!» в дальнейшей деятельности по реализации образовательной темы: «Я в мире – человек».
2. Трансляция опыта работы на муниципальном, региональном и федеральном уровне
.
Используемая литература и информационное обеспечение проекта:
1. Севостьянова Е.О. Страна добра: Социализация детей 5-7 лет. – М.: - ТЦ «Сфера», 2012
2. Социально-личностное развитие дошкольников. Программа, планирование, занятия, диагностические материалы. Старшая группа. / авт-сост. Л.А.Загуменная. – Волгоград: Учитель, 2012.
3. Петрова В.И., Стульник Т.Д. Этические беседы с детьми 4-7 лет: нравственное воспитание в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2012
Интернет ресурсы:
http://joymylife.org.ua/raskraski/dobrye_dela.php ; http://aphorisms.su/stihi/dobrie_stihi.html;
http://flaminguru.narod.ru/posl12.htm .
Комментариев нет:
Отправить комментарий